Кто тут кретин – издатели или я?

Место общения молодых литераторов.
Добро пожаловать!

Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи

Кто тут кретин – издатели или я?

Сообщение Дон Бивер Апрель 24th, 2007, 3:23 am

Не дайте умереть идиотом! Мир для меня потерял логичность. Я, написав книгу научно-познавательного толка, два года общаюсь с издателями и редакторами. Из этого общения вынес твердое убеждение, что я рухнул с дуба. Никому сейчас не нужны научно-художественные, познавательные книжки жюль-верновского типа. Устарело! Вот детский детектив – это да! Вот «Таня Гроттер» – это да! Мои жалкие попытки поставить в пример Яна Ларри - более современного, чем Жюль Верн, - с презрением отметались. Создатель сайта библиогид, методист главной детской библиотеки Росии также сказал мне: а зачем нам нужна такая литература?
Я, с одной стороны, хотел войти в положение издателей и экспертов – реалии рынка и статистика продаж диктуют им правила игры; с другой стороны – я верил в то, что дети хотят читать и познавательные книжки. Результаты опроса показали – да, вполне хотят. Вот стал готовить журнальную статью по этому поводу, и для полноты картины стал считать тиражи книжек, которые участвовали в опросе: «Таня Гроттер» как самый успешный современный проект с её миллионным тиражом; Ян Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»; детская энциклопелия «Астрономия». И вот тут-то я перестал что-либо понимать.
Сравниваем:
1. Максимальный тираж одного тома Тани Гроттер (2002-2007) – 120 тысяч. Дюжина книжек примерно по 100 тысяч тиража каждая дают тот самый миллион.
2. Ян Ларри (журнальная публикация - 1937 год). До 1971 года – 700 тысяч тиража. Ну ладно – это в советские времена было (хотя автор не жалован властью – сидел). Но в перестройку, когда книгопечатание уже освободилось от диктата, но ещё сохранило свои возможности, то всего за несколько лет - с 1986 по 1991 год - книга Яна Ларри вышла в разных издательствах (по неполным данным) суммарным тиражом - 2 миллиона 570 тысяч! Времена потом дико взбурлили, но, начиная с 2000 года, книга Ларри снова печатается и без всякой рекламной шумихи набрала более 100 тыс. экземпляров уже свежих тиражей. Вот вам и «умерший» научно-художественный жанр: книга Ларри за последние 20 лет вышла тиражом почти три миллиона экземпляра!
3. Берем детскую – толстую и дорогую! – энциклопедию «Астрономия» «Аванты» (1997). По моим подсчетам, её тираж составил 300 тыс. экземпляров! Это подтверждает общая статистика: всего Аванта выпустила 45 томов общим тиражом 15 миллионов экземпляров.
Ребята – вдумайтесь в эти колоссальные тиражи познавательных и научно-художественных книг. Да, кстати, где-то тут под ногами бегала моська Гроттер. Вы не видели? Надо спросить у издателей – она у них главный слон.
Теперь недоуменный вопрос: почему в издательствах есть отдельные редакции и серии на, прости господи, детский детектив, но нет редакций и серий на научно-художественную литературу имени Верна-Ларри? Почему они считают такую литературу в принципе устаревшей, если она имеет такой уровень продаж?! – причем, невзирая на многолетнюю насыщаемость рынка книгами Яна Ларри? (и Жюля Верна, с которым очень похожая ситуация)?
Кто идиот – издатели или я?
Недавно АСТ купила Аванту за, по слухам, от 4 до 10 миллионов долларов – именно из-за её энциклопедической детской серии. Эксмо хотело само купить Аванту, потом отступилось, гордо сказав: «у них не было концепции развития!» Возможно, АСТ поумнела в самой верхней голове, но когда это поумнение спустится на уровень рядовых редакторов? дойдет до реальных проектов и конкурсов: «Ищем лучшую познавательную книгу по...»?
Или я - все-таки идиот и чего-то крупного не понимаю в этой издательской кухне?
Кто объяснит?!!!
Дон Бивер
 

Сообщение milayя Апрель 24th, 2007, 7:15 am

Объяснить не возьмусь, но отдельные части пазла сложу.
Энциклопедия и книги научно-художественные и жюль-верновского типа - это разные вещи.
Энциклопедию покупают взрослые, родители для своих чад или в подарок - это книга приобретается 1-2 раза в жизни, в отличии от художки. Отсюда и тираж.

О научно-художественном направлениии...
Наши дети нынче крайне технологичны и отличаются своей нечитаемостью в принципе.
Пролистывается ими либо то, что преобрело популярность, либо лёгкое чтиво в виде детективчиков, мелких романчиков и прочей шелухи. Безусловно, исключения есть, но каков их процент?
Опросы - далеко не всегда правдивы и адекватны, т.к. таковы же ответы детей на заданные вопросы.
Они, желая чувствовать себя "крутыми" скажут вам что угодно - тысячу раз с этим сталкивалась... в педагогической практике.
Не модно нынче читать толстые книги и погоняло "ботаника" работает в этом плане весьма эффективно - с книгой, в очках - значит "ботаник", значит отстой.
Подобные настроения сказываются на истинных продажах детской лит-ры, мало ли что там тираж у кого-то ого-го! - ещё не факт, что данный тираж продаётся, а не пылится на складах во всех подряд магазинах, не пользуясь особым спросом.
Проза вторична
Аватара пользователя
milayя
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: Сентябрь 29th, 2006, 1:23 pm
Откуда: Екатеринбург

Сообщение нЕстрадамус Апрель 24th, 2007, 10:11 am

Дайте вашу литературу подросткам с вашего двора. Если дочитают до конца, соберите их и маршем протеста в издательства.
Взять все книги бы, да сжечь
Аватара пользователя
нЕстрадамус
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Апрель 19th, 2007, 10:28 pm

Сообщение Дон Бивер Апрель 24th, 2007, 10:11 am

Пока не очень Вы объяснили, милая milaya. Зато прекрасно продемонстрировали бытующие убеждения. Забудем опрос. Обратимся только и только к коммерческой реальности – к ПРОДАННЫМ ТИРАЖАМ.
«Энциклопедия и книги научно-художественные и жюль-верновского типа - это разные вещи.» Верю!
«Энциклопедию покупают взрослые, родители для своих чад или в подарок - это книга приобретается 1-2 раза в жизни, в отличии от художки. Отсюда и тираж.»
Издателей в конечном счете не должно интересовать – кто купил эти детские книги – родители или дети, более того – умный издатель прикинет заранее – а будет ли родитель на стороне издателя? Ян Ларри – художка с познавательной компонентой. Суперудачный проект – гораздо прибыльнее Тани Гроттер. Почему никто не пробует его повторить? Три-четыре миллиона семей охотно купят аналогичные книги, потому они полезны и читаются быстро. Могу вспомнить книги Свирина-Ляшенко, которые имели аналогичный характер и пользовались бешеным успехом, но не переиздаются.
«О научно-художественном направлении... Наши дети нынче крайне технологичны и отличаются своей нечитаемостью в принципе.» Вы считаете 131 человек, ответивших на анкету лжецами. Я – нет. Ведь они же не скрыли, что главный их выбор – фэнтези. И много ещё есть показателей, которые показывают искренность большинства отвечавших. У Вас есть печальный педагогический опыт с типичным большинством, а у меня – позитивный педагогический опыт с меньшинством, с интеллектуальными детьми. Пусть их 10% - зато они потребляют треть издаваемых книг. Для кого-то же были куплены три миллиона книг Яна Ларри?
Но вернемся к тиражам.
«...мало ли что там тираж у кого-то ого-го! - ещё не факт, что данный тираж продаётся, а не пылится на складах во всех подряд магазинах, не пользуясь особым спросом.»
Я аккуратно проанализировал допечатки и тиражи Ларри и Астрономии (это можно сделать, например, на сайте московского дома книги, где приведены данные даже распроданных тиражей, или, частично – в ozon.ru). Все ранние тиражи этих книг разобраны, допечатки идут по 10-20 тысяч каждый год, и видно, что следующая порция печатается только тогда, когда предыдущая разошлась. Некоторое исключение представляет «Астрономия», которая после серии небольших (10-20 тысяч) допечаток, вышла в 2006 году дополнительным тиражом в 100 тысяч. Он, возможно, ещё не распродан, но это шестая или седьмая допечатка тиража – и издатели явно знают, что делают. Итак, тиражи познавательных книг огромные и не пылятся. Даже научно-популярных книг может быть много (поверьте - энциклопедии всё их богатство не исчерпывают!), а научно-художественных – как угодно много – сотни наименований как минимум. Пока их единицы. Почему?

«Не модно нынче читать толстые книги и погоняло "ботаника" работает в этом плане весьма эффективно - с книгой, в очках - значит "ботаник", значит отстой.»
Если вы торгуете кастетами – то эта мысль может исчерпать вашу торговую политику. Если вы имеет отношение к книгоизданию, то вы должны заботиться о «ботаниках», а не о тех бедных идиотах, кто смеется над ними.
Дон Бивер
 

Сообщение Medvedica Апрель 24th, 2007, 10:23 am

Не особо поняла, при чем здесь энциклопедия Аванты, наверное учебкини по математике, химии, английскому и т.п. имеют вообще астрономический тираж.

Насчет научно-художественного направления, не думаю, что издательства не хотят издавать подобную современную литературу просто так, потому что не хотят. Наверняка у них есть аналитики, которые смотрят не только на количество проданныхэкземпляров того или иного произведения, но и изучают общие настроения подрастающего поколения. Вы привели в пример Верна и Ларри, но на этих книгах выросли родители современных детей, они покупают и советуют прочитать своим чадам книги этих авторов, потому что в ссвое время увлекались этими произведениями и плохо ориентированны в современной литературе. Если убрать родителей, будут ли дети читать "Три мушкетера", "Приключения Тома сойера" и другие книги? Думаю нет. даже знать не будут, кто это такие.
Возможно издательства оглядываются на запад, смотрят по каким граблям прошлись американские коллеги и боятся повторять их ошибки. Много ли издано научно-художественной литературы современных зарубежных авторов? Читают ли ее дети?

Сейчас человек может очень многое, ТП растет, ежегодно появляются все новые и новые изобретения и возможности. Человек не то что мечтать о чем-то не успевает, он не успевает толком воспринимать растущие потоки нового и неизведанного, но в то же время реального. Отсюда усталость, отсюда желание спятаться в какой-нибудь мирок с мечами и магией, но с полным отсутствием машин и сотовых телефонов или почувствовать себя крутым, распутывая очередное преступление с героями простенькой книжки. А науки и в школе хватает, да и что там читать, завтра еще что-нибудь новое придумают.
Medvedica
 

Сообщение Рокотова Апрель 24th, 2007, 10:29 am

Нае стану утверждань, боже упаси, но, может, это просто отговорки издателей. Ну вот не нравится им ваша книга. По другим причинам: слог, стиль, еще что-нибудь...
Будте осторожны с мечтами, они могут сбыться. Хамата Йоши
Аватара пользователя
Рокотова
 
Сообщения: 193
Зарегистрирован: Май 11th, 2006, 10:22 am

Сообщение milayя Апрель 24th, 2007, 10:31 am

Пока не очень Вы объяснили, милая milaya.

Я же предупреждала -
Объяснить не возьмусь, но отдельные части пазла сложу.
:)
Если вы имеет отношение к книгоизданию, то вы должны заботиться о «ботаниках», а не о тех бедных идиотах, кто смеется над ними.

А я так подозреваю, что забота важна для всех течений.

Но вспомним - издатель - это бизнесмен в первую очередь.
"Бедных идиотов" к сожалению поболее ботаников...
И не известно, хватит ли у этого ботаника средств на книжечку долларов за 15...
Вы опираетесь на факты близкие Вам...
Из серии - "есть ли жизнь за МКАДом?" :)
Проза вторична
Аватара пользователя
milayя
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: Сентябрь 29th, 2006, 1:23 pm
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Sia Апрель 24th, 2007, 11:06 am

Хм-м...
Сейчас есть только один выход. Разумно сочетать фантастику, магию и "серьезную" художественную литературу. Как, например, в "Тиме Таллере". И читается - быстро, интересно, и особой магии-то нет, и все реалистично и полезно...и мораль видна.
Sia
 

Сообщение Васек Трубачев Апрель 24th, 2007, 11:25 am

Причин может быть много. Но назову одну, которая лежит на поверхности. Дон Бивер, вы приводите в пример Верна и Ларри, ссылаетесь на их тиражи... С одной стороны, может быть, и верные ориентиры. А с другой... Вот смотрите, приносит начинающий автор в издательство роман в жанре хоррор. Роман читают и говорят: не пойдет, сейчас, мол, вообще хоррор спросом не пользуется, уж простите. Автор в пример приводит Кинга - миллионные тиражи и прочее. Что ему скажут издатели? Вежливо ответят, что Кинг - это Кинг. А вы - это вы. И дело не в качестве текста, а в имени. Кинг выстрелил много лет назад и с тех пор репутация работает на него. Начинающему же автору нужно долго работать на репутацию. А это стоит денег, с которыми издательство расставаться не спешит. К тому же ситуация на рынке изменилась изрядно.
Уверен - принеси сейчас никому неизвестный Верн свой роман, его тоже вежливо завернули бы.
Это, конечно, предположение. Но мне кажется, близкое к истине.
Это какой-то палеолит!
Аватара пользователя
Васек Трубачев
 
Сообщения: 852
Зарегистрирован: Июль 28th, 2006, 4:12 pm
Откуда: Ленинград

Сообщение Susan Апрель 24th, 2007, 11:25 am

Вот именно. Все дело в том, что бизнес для издательств важнее литературы. Возможно, книгу научно-познавательного характера купили бы многие, но чтобы узнать это наверняка, опросами не ограничишься - такую книгу нужно издать. А вот здесь на решение издательства начинает влиять пресловутый бизнес. Во-первых, книга принадлежит перу нераскрученного автора, значит придется вкладывать дополнительные деньги в пиар. Во-вторых, жанр не слишком популярный в данный момент, опять пиар нужен, чтобы убедить публику в том, что научно-познавательная литература - это "круто", то есть опять расходы. Будет ли в результате доход, предположить трудно, издавать редкий жанр само по себе рискованное мероприятие, вот потому издатели и предпочитают уже проверенные на собственном опыте или заимствованные у западных коллег варианты.
Да, все это очень грустно, но подобная ситуация наблюдается не только в литературе, но и в кино, и в музыке, и т.д. Бизнес ставится превыше всего, отсюда и проблемы.
Тот, кто стремится к свету, чаще других остается в темноте.
Аватара пользователя
Susan
Автор Экслибриса/1 книга
 
Сообщения: 826
Зарегистрирован: Март 16th, 2006, 11:38 am
Откуда: с Луны
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение kapush Апрель 24th, 2007, 11:36 am

К сожалению, современный издатель ориентирован на бестселлер, а не на лонгселлер. Потому что бестселлер видно сразу, а лонгселлер определяется по совокупности продаж за десятки лет. А через десять лет может и издателя такого уже не будет! Научно-познавательная книга для детей вряд ли может стать бестселлером, разве уж написана необыкновенно хорошо, что ее станет читать и стар, и млад. Конечно, с моей точки зрения, в такие вещи обязательно нужно вкладывать деньги, работать на перспективу, но что мое мнение против мнения издателя? Мне кажется, в этом основная проблема.
Аватара пользователя
kapush
Модератор
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: Август 2nd, 2004, 12:01 pm

Сообщение Azaza Апрель 24th, 2007, 12:12 pm

Я в детстве очень много читала. Ботаником не была, просто чтение тогда считалось нормальным времяпровождением - не было компьютеров, интернета, не было игровых автоматов и прочих достижений человечества. Собственно, к чему я это? К тому, что из всего моря проглоченных книг не просто помню, а именно ностальгирую за "Приключениями Карика и Вали". Уже содержание забылось, но отлично помню интерес и ощущение восторга. Все остальное безвозвратно рухнуло в бездны памяти :cry:
Краткость - лишь сестра таланта
Аватара пользователя
Azaza
 
Сообщения: 1594
Зарегистрирован: Февраль 8th, 2007, 6:32 pm
Откуда: Киев

Сообщение kapush Апрель 24th, 2007, 12:24 pm

Да, еще один момент: мне кажется, познавательная лит-ра интересна детям 9-13 лет. Подростки уже читают "взрослые" книги, т.е. для них нужно что-то еще, кроме познавательности. Я в старших классах читала только "Джен Эйр", О.Генри да сестер Цветаевых - раз по сто, не меньше. Основная масса книг хороших и разных была прочитана до 13-летнего рубежа. Новый виток начался уже после универа.
Аватара пользователя
kapush
Модератор
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: Август 2nd, 2004, 12:01 pm

Сообщение просто мария Апрель 24th, 2007, 12:30 pm

Дон Бивер, это для Вас
Ян Ларри – художка с познавательной компонентой

А для детей это - скорее фантастика, интересная книга про людей, которые стали маленькими - и им никак из этой ситуации не выбраться - и "познавательная компонента" им, в общем-то, не так уж и важна. Я помню, как читала ее - и не воспринимала как что-то "познавательное", сюжет был интересен - и все. Спросила племянницу - она все-таки помладше - то же самое: про насекомых она почти ничего не запомнила, а вот что жидкость, которая уменьшает, была сладкой, как компот - это запомнила.
Так что на основании именно Яна Ларри делать вывод, что детей тянет к научно-познавательной литературе, я бы не стала.
Кроме того, книги покупают родители - не забывайте, в чьих руках кошелек! И они наверняка купят книгу, которая запомнилась им с детства - как многие родители - а то и дедушки-бабушки - купят и "Динку" Осеевой, и "Дорога уходит в даль" Александры Бруштейн, и "Борьбу за огонь" Рони - и тоже не ради "познавательной компоненты - а потому что эти книги запомнились им (родителям!) с тех времен, когда интересных детских книг издавалось не так уж и много.
И еще одно: если родители купили книгу... это не значит, что дети ее прочли - а не побежали вместо этого к компьютеру, или не стали перечитывать "Гарри Поттера".
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6461
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Руслан Апрель 24th, 2007, 12:36 pm

Прекрасно понимаю, почему редакторы практически никогда не заглядывают на литфорумы. Вот очередной пример...

Итак, уважаемый Дон Бивер, формулирует основную тему своего поста Кто тут кретин – издатели или я? ?

Вопрос, конечно, интересный...Не знаю с какой целью и в каком значении употреблено здесь слово "кретин" (а чуть ниже "идиот"), но - хозяин барин. Так что, будем отталкиваться от предложенной автором поста терминологии.

Итак! Кто "кретин" - автор, книгу которого не опубликовало издательство, или издатель, не опубликовавший соответственно книгу вышеупомянутого автора? Моё мнение такого - "кретин" и "идиот" именно вы Дон Бивер, . Извините, но людей занимающихся книжным бизнесом не один год и умеющих отделить зёрна от плевел, я столь лестными характеристиками наградить не могу. Почему вас не опубликовали? Да мало ли почему! Может вы плохо её написали. Бывает такое? Бывает. Может коммерческая ценность книги была невысокой. Тоже бывает. Впрочем, проще конечно назвать издателя "кретином".

Если вы так уверенны в себе - открывайте своё издательство или публикуйтесь за свой счёт. Тем более, если уверенны, что благодарные дети вас непременно оценят.
"Справедливости ищешь? Наплюй и забудь!
Богатей или нищий? Наплюй и забудь!
Захотелось весы привести в равновесье?
В одну чашку наплюй, про вторую забудь!"
Г.Л. Олди.
Руслан
 
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: Апрель 24th, 2006, 3:57 pm
Откуда: г. Ейск, Краснодарский край

Сообщение Kropa Апрель 24th, 2007, 12:50 pm

Руслан, напишешь хорошую книжку да помыкаешься с ней годика три по издательствам безо всяких перспектив - не так запоешь. Нашел, блин, кого защищать!
Ворчал, ворчу, ворчать буду.
Аватара пользователя
Kropa
 
Сообщения: 564
Зарегистрирован: Август 29th, 2006, 9:47 pm

Сообщение Руслан Апрель 24th, 2007, 12:52 pm

Ничего не знаю, каков вопрос, таков и ответ :mrgreen:
"Справедливости ищешь? Наплюй и забудь!
Богатей или нищий? Наплюй и забудь!
Захотелось весы привести в равновесье?
В одну чашку наплюй, про вторую забудь!"
Г.Л. Олди.
Руслан
 
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: Апрель 24th, 2006, 3:57 pm
Откуда: г. Ейск, Краснодарский край

Сообщение Fiona Апрель 24th, 2007, 10:39 pm

Мне кажется ссылаться на Верна не совсем оправданно, он жил очень давно, он классик ...
если б я была издателем и ко мне пришел неизвестный мне автор и сказал что он пишет в стиле Жюля Верна, или еще что-то в этом роде, я бы отнеслась к его творчеству очень скептически ))))

но главное что я хотела сказть - не вижу никакой проблемы. хотите писать позновательную литературу - пишите ))) только не надо ни на кого кивать, что у них, мол, тиражи
хотят издатели детский детектив или сказку про волшебников - сделайте познавательную книжку с элементами детектива ;) по моему одно другому не мешает. Жюль Верн тоже писал о приключениях в далеких старнах - как мне кажется, на очень востребованную тогда тему
важно лишь правильно спозиционировать книжку, правильно предложить редакторам
ну и конечно найти то, что будет действительно интересно современным детям ))) а познавательный элемент можно внести куда угодно ;)
Fiona
 

Сообщение Искатель Апрель 24th, 2007, 10:54 pm

Я думаю, вопрос поставлен...не очень хорошо. Для Руслана он так вообще оказался риторическим, видимо :)

Николай, есть такая поговорка - "Плетью обуха не перешибёшь"; может, слышали? На обух нужен обух, не меньше - или своё собственное издательство. Посмотрите про изобретателей на BBC, очень поучительно. Ни одна крупная компания не посмотрит на цифры от одиночки, сколько бы правдивыми они ни были. Туфта из собственного R&D - в сто раз ценнее. Если бы IXI не завернули в 70-лохматом году, мы бы уже давно имели CompactFlash по смешной цене. Но если бы автор упирался в один IXI, он бы так и не изобрёл ничего другого, верно? Рефлексия непродуктивна.

P.S. Неужели и в "Самокате" тоже отказали? :roll:
Искатель
 
Сообщения: 2094
Зарегистрирован: Январь 21st, 2005, 7:12 pm

Сообщение Руслан Апрель 24th, 2007, 11:01 pm

Ну человек конкретно спросил - я или издатели? Термин "кретин" и "идиот" опять же на совести автора. Вот и получил прямой ответ.
"Справедливости ищешь? Наплюй и забудь!
Богатей или нищий? Наплюй и забудь!
Захотелось весы привести в равновесье?
В одну чашку наплюй, про вторую забудь!"
Г.Л. Олди.
Руслан
 
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: Апрель 24th, 2006, 3:57 pm
Откуда: г. Ейск, Краснодарский край

Сообщение Искатель Апрель 24th, 2007, 11:09 pm

Да я что, спорю? Вопрос лучше было задать... несколько более этично, что ли; так мне кажется (Николай, вы ведь детскую литературу пишете? :wink: )
Искатель
 
Сообщения: 2094
Зарегистрирован: Январь 21st, 2005, 7:12 pm

Сообщение Ladylike Апрель 25th, 2007, 1:43 am

Исключительно из уважения к Дону Биверу и тому, что он делает как автор, выскажу свою малоутешительную точку зрения. Социальный заказ продолжает существовать - правда, в более косвенной форме, чем звонок из Политбюро в СП СССР, зато и более глобальный.
Так вот, проблема не в издателях - они просто "агенты влияния" - ИМХО. А в том, что обществу не нужна интеллектуальная элита как таковая, не нужны люди которые будут что-то там думать, задавать вопросы. Нужны стандартномыслящие, без навыков самостятельного аналитического мышления. Таких надо воспитывать с малолетства, подменяя обучение и развитие чистым развлечением, причем очень стереотипным - компьютерные игры, сериалы на одно лицо, книги - Гарри Поттер - Таня Гроттер-Буслаев и т.д.. Но не буду излишне вдаваться в ужасы конспирологии. Счастье, что еще сохраняются родители-энтузиасты, которые воспитывают нормальных разумных детей. И то не на долго - максимум на одно поколение. Дальше - здраствуй, Гарри Поттер и вечный дум. О причинах этого явления я даже эссе написал. Кому сильно интерсно можно прочитать тут:
http://zhurnal.lib.ru/editors/p/ptaha_s_s/gp-1.shtml
Так что Дон Бивер продвигая свою книгу - хоть в сети, хоть в списках, хоть по знакомым Вы уже делаете большее дело, могу Вам только пожелать удачи и терпения. Однажды обязательно найдется человек, который понимате, что надо вкладываться в будщее нации, и ваша книга выдет.
Ladylike
 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: Октябрь 23rd, 2005, 11:26 pm

Сообщение Дон Бивер Апрель 25th, 2007, 6:28 am

«Не особо поняла, при чем здесь энциклопедия Аванты, наверное учебкини по математике, химии, английскому и т.п. имеют вообще астрономический тираж.»

Учебники – обязательные книги по программе. Популярные энциклопедии покупаются так же, как все остальные книги – только желающими. Поэтому их тиражи характеризуют количество семей, которые интересуются познавательной литературой.

«Наверняка у них есть аналитики, которые смотрят не только на количество проданных экземпляров того или иного произведения, но и изучают общие настроения подрастающего поколения.»

Вот я и пытаюсь узнать – существуют ли эти аналитики, которые изучали рынок научно-художественной литературы? Если они есть, то почему они признали его неперспективным? Боюсь, мы переоцениваем издателей и их аналитические способности.

«Если убрать родителей, будут ли дети читать "Три мушкетера", "Приключения Тома сойера" и другие книги?»
Родителей из рынка детской литературы убирать нельзя, а их память надо использовать с умом – новая литература должна позиционироваться по старым памятным вехам.

«Возможно издательства оглядываются на запад, смотрят по каким граблям прошлись американские коллеги и боятся повторять их ошибки. Много ли издано научно-художественной литературы современных зарубежных авторов? Читают ли ее дети?»

Пытаюсь отслеживать эти процессы на Западе, но не уверен в полноте охвата такого рынка. Но отмечаю огромное количество свежей научно-популярной литературы – вплоть до самых неразвитых (названия изумительные: «Эйнштейн для идиотов»). Вижу, что на 5480 наименований фэнтезийных книжек в интернет-магазине приходится 1260 наименований «твердой научной фантастики». Недавно обратил внимание на книгу Майкла Крайтона «Next» (Крайтон - автор «Штамма Андромеды», «Парка юрского периода» и др.).
Толстый (430 стр) роман “Next” вышел на рынки 28 ноября 2006 года, начальный тираж – 2 миллиона. Это - НАУЧНАЯ фантастика, даже научно-художественная проза (в конце автор ссылается на 36 книг по генетике, на 11 статей и 12 веб-сайтов). На фоне авантюрного сюжета размышляется о грядущем мире генетических трансформаций. Даже воспроизводятся страницы из статей о работе реальных генетиков (я проверял имена в Инете). «Зачем ты это делаешь, Майкл?» – спросим поражённо. «Потому что это NEXT!» – улыбается с обложки не очкастый задохлик, а загорелый мачо Майкл Крайтон.
«Welcome to our genetic world. Fast, furious, and out of control. This is not the world of the future – it’s the world right now.”
В западном мире масса компьютеров и прочих соблазнов, но нет никакого остывания к книге, и книжных магазинов – море. Детской литературы - тоже. Самой разной!

«Нае стану утверждань, боже упаси, но, может, это просто отговорки издателей. Ну вот не нравится им ваша книга. По другим причинам: слог, стиль, еще что-нибудь...»

Вопрос гораздо шире моей книжки. Кстати, у неё есть справка о литературном качестве и многим редакторам она нравилась, но они не хотели рисковать в новой для них области. Оставим конкретную книгу – вопрос о жанре. Вот велись беседы на одном из литфорумов, где профессионалы и сочувствующие обсуждали – какие книги нужны детям:

Участник форума:
«Еще, пожалуй, не хватает книг с познавательной составляющей. Типа Жюль Верна, Шклярского, Обручева и т.п., когда и сюжет интересный и параллельно ребенку дается масса сопутствующей развивающей информации...

Организатор форума:
«...очень точное замечание про "сопутствующую развивающую информацию"... :-)
пример - описание того же парусника в книге, название его частей и остнастки, да мало ли еще чего... кто-нитьудь сейчас бы детям рассказал, например, о каких-либо современных научных разработках в художественной книге доступным интересным языком и не в духе всяких гаджетов "а-ля" Джеймс Бонд.»

Я поддержал:
«Вопреки часто высказываемому мнению, научно-популярные книги не заменят научно-художественные. Фламмарион Жюль Верну не помеха. Научно-художественные читаются не в пример быстрее и более широким кругом читателей, поэтому их, вообще говоря, можно выпускать больше, чем научно-популярных.»

Еще участник поддержал:
«...мысль о "познавательной" номинации в рамках премии кажется очень правильной. Сейчас достаточно многие говорят о нехватке именно такого рода детских книг.»

А вот высказал мнение создатель рекомендательного сайта детской литературы, критик и методист, работник республиканской детской библиотеки, одна из ключевых фигур среди российских экспертов:

«...с трудом представляю себе, каким образом у нас можно возродить фантастику жюльверновского толка, которую иначе как "научно-художественной литературой" и не назовёшь. Не очень понимаю, зачем сейчас нужен Жюль Верн, в то время как западное фэнтези давно и успешно научилось ставить и иногда даже решать любые детско-подростковые проблемы.»

Это веское и обескураживающее мнение отражает и общеиздательское, но на основании чего оно возникло? Вот это я не понимаю.

«А я так подозреваю, что забота важна для всех течений.»
Правильно подозреваете – нужна. Но я лично более всего озабочен самым верхним и самым заброшенным течением – самыми умными детьми.
"Бедных идиотов" к сожалению поболее ботаников... И не известно, хватит ли у этого ботаника средств на книжечку долларов за 15...»
Вы знаете, милая, понятие «ботаник» и миф об его отстойности, бедности и убогости – это очень опасные штуки. Вам стоит с ним всячески бороться. Для этого нужно понимать происхождение этого мифа. Безусловно, в среде среднего класса школьник, который хорошо учится и читает книги, вызывает неприязнь и клички. Может, он очки и чаще носит, но физически вовсе не хилее других. Зайдите в МГУ, где в аудиториях собрались вчерашние школьные якобы «ботаники» - и увидите вполне здоровых, бодрых и адекватных молодых людей. А уж умные юные лица! - ей-богу, приятно посмотреть. Теперь зайдите на стадион-спартак-чемпион, посмотрите на молодых болельщиков, которые предыдущих называли «ботаниками». Или - попадаете на научную конференцию – вас окружают крепкие, уверенные в себе, веселые мужчины и элегантные, симпатичные женщины. Зайдите в пивную, где собрались те, кто вчера презирал «ботаников» - и внимательно осмотрите эти землистые и угрюмые лица. Бесконечные жалобы на жизнь, на жену, на начальника. Нужно отчетливо осознать: образованный, «книжный» человек здоровее обычного, живет дольше и вообще - гораздо успешнее в жизни. Ну, Россия сейчас особое место, но все рано или поздно выправится до среднемирового уровня, где: кончил школу – получил зарплату и спецовку; кончил университет – получил зарплату в 2-3 раза больше и письменный стол; защитил диссертацию – получил зарплату в 3-4 раза больше и отдельный кабинет. Я говорю не об исключениях, а о системе, среднем уровне. Нравиться ли это большинству, которое едва окончило школу? Конечно, нет. Как они мстят? Кроме всего прочего - создавая компенсирующий миф и оплачивая голливудские фильмы, которые льстивы к «простым парням» а умников выставляют в самом невыгодном свете. В любом голливудском фильме учёные выступают только в двух амплуа – умный, но сущий тюфяк, рохля, а то и инвалид; или умный монстр, который хочет погубить весь мир по маловразумительной причине.
Это сладкий компенсационный миф для большинства – и очень важно на него Вашим детям не попасться и от книг - и от своего будущего - не отказаться.

«Вы опираетесь на факты близкие Вам... Из серии - "есть ли жизнь за МКАДом?"
Я не москвич, родился и вырос в соседнем к Вам Челябинске. Вот давайте и возьмем знакомую мне уральскую реальность. Миллионный город, школьников – пусть сто тысяч. Примерно десять процентов школьников крупного города я отношу к интеллигентным, развитым детям. Получим - 10 тысяч. Для подтверждения: в Челябинске десятки лет существует НОУ -научное общество учащихся – разветвленная структура, охватывающая умных школьников – от химиков и математиков – до краеведов и журналистов. На сегодняшний день – там пять тысяч членов – конечно, не все умники города, поэтому оценки хорошо совпадают. Итак, один процент населения страны – умные дети. Получаем на страну миллион развитых детей (и семей, в которых они живут): 100-200 тыс на Москву и область, 100 тысяч – на С-Петербург и область, 10 тыс – Челябинск, Красноярск, Екатеринбург и т.д. Эта оценка – миллион - отлично совпадает с тиражами Астрономии – 300 тысяч. Не все, конечно, купили «Астрономию», из 45 томов каждая семья набрала себе желательную комбинацию, но нет сомнения, что 15 миллионов энциклопедий, стоимостью 25-30 долларов каждая, были куплены, как минимум, миллионом интеллигентных семей.

«Вот смотрите, приносит начинающий автор в издательство роман в жанре хоррор. Роман читают и говорят: не пойдет, сейчас, мол, вообще хоррор спросом не пользуется, уж простите. Автор в пример приводит Кинга - миллионные тиражи и прочее. Что ему скажут издатели? Вежливо ответят, что Кинг - это Кинг. А вы - это вы. И дело не в качестве текста, а в имени.»

«К сожалению, современный издатель ориентирован на бестселлер, а не на лонгселлер. Потому что бестселлер видно сразу, а лонгселлер определяется по совокупности продаж за десятки лет. А через десять лет может и издателя такого уже не будет! Научно-познавательная книга для детей вряд ли может стать бестселлером, разве уж написана необыкновенно хорошо, что ее станет читать и стар, и млад.»

В год в России выпускается 100 тыс. новых наименований книг. Одной фантастики – 500 новых книг. Половина авторов – нераскрученные, неизвестные. Издатель рискует – выпускает их малыми тиражами, пробует, теряя деньги на большинстве. Издатель пробует новичков на поле фэнтези, на поле детективов – и т.д. Кому-нибудь известны попытки издания новичков на поле познавательной литературе? А? Думаете, умники – кому они нужны? Я сейчас вам всем покажу!

Найтфол!
Нет, Самокат не отказался. Но вопрос не обо мне. Я груб? Да! Более того – я просто в ярости! Я вспоминаю свои бесконечные и унизительные разговоры с этими редакционными финтифлюшками всех полов. Я всё время думал, что они – большие бизнесмены, делают деньги на Роулинг и Емце. А мы тут, интеллигентные, малотиражные, рискованные и убыточные, имеем право только униженно просить. А что оказалось!!! Я Вам тоже сейчас покажу!

Сравнение четырех проектов детской литературы.

Детские проекты: ______Кол-во книг___ Тираж Сумм.тираж Цена книги Доход на книгу Сумма дохода проекта
__________________________________(млн)___(млн)______(руб)______(млн. руб)__(млрд. руб)
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»_____6_____1.17____7_________200________233______1.4
Дм. Емец «Таня Гроттер»______12_____0.1____1.2________180_________18_______0.22
Ян Ларри «Карик и Валя»_______1_____2.7 *)___2.7________250________675_______0.68 **)
Энциклопедия «Аванты»_______45____0.33____15_________720________240______10.8


*) Начиная с 1986 года.
*) В ценах 2007 года.

Внимательно всмотритесь в цифры, дамы и господа! Что происходит, я вас всех спрашиваю? Вы видите реальность, данную нам в финансовых ощущениях?
Кто главный в стойбище? Почему фэнтези – наш флаг, а познавательная литература – парий из париев? Кто мне объяснит внятно?
Неужели все-таки издатели – кретины? Никого лично обидеть не хочу, каждый как человек может быть вполне мил и умен, но издательство как эффективная структура выглядит дебильной – по крайней мере, в обсуждаемой области детской литературы. Причем явно - чем крупнее издательство, тем неповоротливее и полоротее. Заметил ли кто-нибудь, что самые удачные проекты – детские энциклопедии и «Гарри Поттер» реализовали микроскопические - на начало проекта - издательства, а не всем известные гиганты?
Ladylike, если издатели – агенты влияния, то все объясняет, но уж больно мрачный мир предстает в таком свете...
Дон Бивер
 

Сообщение Дон Бивер Апрель 25th, 2007, 6:38 am

Руслан, спасибо за Ваше мнение. Оно, как самое откровенное, заслуживает отдельного поста. Да, Вам палец в рот не клади! Подставился я, подставился. Но вообще-то мне нравится, когда со мной эдак бодренько спорят. Когда пишешь ответ на такое звонкое тяв... замечание, то мысли формулируются заметно лучше.
Итак, как я уже ответил выше – речь не о моей неизданной книге, а об общей ситуации с познавательной, развивающей литературой. Вы считаете меня обиженным – из-за неиздания - автором? Давайте посмотрим на ситуацию совсем с другого ракурса. Это ведь я со своими друзьями написал научно-популярную авантовскую книгу «Астрономия», которая, как выяснилось, стала бестселлером – 300 тыс.экземпляров (йо! - 100 тыс. только в 2006 году). Это меняет картину? И вот высится этот познавательный бестселлер, рядом одиноко стоит совсем головокружительный Ян Ларри. А вокруг – пустота. Есть конкретный и массовый потребитель популярных энциклопедий и познавательной книги Ларри: миллион интеллигентных семей с детьми школьного возраста. Они сметут любую аналогичную книгу. Почему, почему никто не работает с этой золотой жилой, с этим миллионным рынком? Я, как автор бестселлера и мегауспешного проекта детской литературы, искренне недоумеваю и спрашиваю любого понимающего человека – почему никто не пытается повторить успех Ларри или хотя бы мой ( :D )? На этом поле нужны сотни новых книг! Родители «интеллигентного миллиона» с ног сбиваются, пытаясь достать развивающие книги для своих быстрочитающих умных чад!
А вот развивающая информация лично для Вас. Сначала общая – что такое научно-художественные книги:

Из http://www.mirf.ru/Articles/print1482.html
«Очень научная фантастика.
Иногда писатели использовали её в детской научно-познавательной литературе. Во второй половине 1960-х Михаил Ляшенко и Александр Свирин создали популярный цикл книг о группе инопланетян-детей, которые попадают на Землю и с помощью ООН собирают на планете образцы флоры и фауны. «До Земли еще далеко», «На этой планете можно жить», «Операция «Океан», «Большая охота», «Экспедиция к предкам» — из этих книг дети в увлекательной форме получали знания по астрономии, биологии, зоологии, географии, истории.
Еще одна заметная вещь — повесть Александра Полещука «Великое Делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой» (1959), где острый приключенческий сюжет органично сочетался с занимательными фактами из истории науки. События повести начинаются в наши дни, но затем перед читателем оказываются «записки» талантливого ученого, доктора Меканикуса, последнего представителя древнего рода фламандских алхимиков. Полещуку удалось увлекательно рассказать о том, как из средневековой алхимии образовалась современная химия.
Владимир Левшин более 40 лет работал в ведущих московских вузах, читая лекции по сопротивлению материалов, высшей математике, теории упругости. А в 1964 году увидела свет его первая математическая сказка — «Три дня в Карликании». Она имела оглушительный успех, и вскоре к ней присоединились «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре» (1967), «Фрегат капитана Единицы» (1968), «Магистр Рассеянных Наук» (1970) и другие увлекательные истории, где весело и легко рассказывается о, казалось бы, такой нудной науке — математике.»

Теперь текущие реалии. Объявление в интернете (2005 год):

Помогите с поиском книг!
Смотрели с мужем в интернете - нету новых изданий! Есть только люди которые эти же самые книги тоже ищут - и уже не один месяц. Это древняя серия художественно-научно-популярных книг для детей (сама не читала, но у мужа весьма трепетные воспоминания и оч-чень хочет приобрести для дочек...):
1. "До Земли еще далеко"
2. "На этой планете можно жить"
3. "Операция "Океан"
4. "Большая охота"
5. "Экспедиция к предкам"

Руслан, Вы, кажется, фантастику пишете – как страшно будет жить в будущем? Тогда для Вас мнение главного фантаста страны – Лукьяненко о выше упомянутых книгах:
«Но ужасно жалко, что исчезли детские книжки _развивающие_, научно-популярные... и при этом увлекательные.»
http://doctor-livsy.livejournal.com/189422.html
Лукьяненко ищет эти книги и вместе с Перумовым и другими писателями мечтают их переиздать!
Некоторые из 320-ти отзывов на пост Лукьяненко:
«Я же эту серию всю жизнь ищу!!!»
«Серия замечательная! Но было крайне трудно достать, я пару томов с трудом прочитал в городской библиотеке...И больше нигде не видел.»
«А нсчет книг Свирина, да, это, мягко говоря, не дешево, от 100евриков и вверх, в зависимости от состояния.»
«Я читал все !!! В третьем классе прочитал "Экспедицию",я обшарил все библиотеки города и уже в седьмомо прочитал все перечисленное. Прикол в том, что нигде не было написано, что книг всего пять. Шестую я искал до окончания универа. Не нашел. :) Ах, какие там были картинки. :)))»
«А я бы с огромным удовольствием переиздал советский научпоп: "Лабиринт Мнемозины", "В мире пяти стихий", "Громовой бог" и так далее.... Удивительно живым языком написанные, являющиеся по сути учебниками - эти книги просто не устаревают. И очень способствуют развитию эрудиции....
Вот кстати, Сергей, может быть у вас, как у маститого писателя есть возможность подкинуть эту идею издателству? Возможно под редакцией видных писателей фантастов.»
«Да, действительно эпохальные книжки. Мне очень повезло, что к 6 классу прочитал их все (были в детской городской библиотеке). Также хочется отметить книги Левшина (великолепная популяризация математики для детей): "Фрегат капитана Единицы" (она же "Нулик-мореход"), "Приключения в Карликании и Альджебре", "Магистр Рассеянных Наук" (там несколько книг в серии).»
«Есть все книги в отличном состоянии. Но... расстаться с ними невозможно.»
«у меня, доктор, есть они все. и хоть сын у меня уже вырос (17 мальчонке), но я вам их не аддам. не потому, что жаба дущыт, а потому, что внуки будут у меня. а внукам тоже надо будет хорошых кник. не серчайте.»

А вот обсуждение научно-художественных Свирина-Ляшенко, вышедших в своё время немалым 100 тыс тиражом - с сайта http://solar-kitten.livejournal.com, где отсканированы парочка этих книг:
«Меня когда лет 5 назад ностальгия замучала, я в Ленинке заказал (кстати, там полного комплекта нет!).»
«А-а-а-а-а-а! Полного комплекта нигде нет. Мы уже сколько лет ищем...»
«как я любил в детстве всю эту серию!»
«Ух! Где достать ее и остальные?! Полцарства отдам.»
«Хорош издеваться! У кого купил?! Может, там еще есть?»
«блин, слюньё текёт! завидовать нехорошо, завидовать нехорошо»
«Спасибо невероятное! У меня тоже была только какая-то из последних частей, я умирала от желания прочитать с начала!»
«Как здорово! Любимейшие книги в детстве! Много лет искал перечитать. Сейчас погружусь :)»

А вот снова сам, обычно сдержанный, Лукьяненко об книгах Свирина-Ляшенко:

«А!!! Где добыл??? Дай почитать, сволочь!!!»
«Но пока я просто угрожаю - чтобы дослужиться до генерала, тебе надо просто до этого дожить. А если не дашь почитать эту книжку, то жить тебе осталось недолго!!!»
«Блин, и я ищу! А давайте уговорим АСТ переиздать? Ну неужели если толпа авторов начнет просить Науменко переиздать - он не переиздаст? Это же явно будет хит для нашего поколения!»
«Костя, спасибо... Прочитать эту книжку я мечтал все свое детство. Потому что у меня был только пятый том... Я почти что плачу. :)»
«Ты не читал историю Нкале, Кагена и Тькаве, прибывших на Землю с другой планеты???
Инопланетных детей, которые не тратят уймы времени на сон, а спят одну третью каждой секунды, за счет чего в возрасте двенадцати-тринадцати лет уже вполне самостоятельны?
Изучивших Космос и Океан? Путешествовавших в земное прошлое?
ТЫ ЭТОГО ВСЕГО НЕ ЧИТАЛ??? ВООБЩЕ???
У тебя не было детства. :(((


Вот читаешь это всё и крепнет, крепнет ощущение, что издатели - всё-таки кретины. То что Вы, Руслан, перешли на их сторону, только усугубляет это чувство.

P.S. Я с Вами, пожалуй, соглашусь – не бывают издатели на нашем форуме. Но Вы всё равно - старайтесь, старайтесь...

P.P.S. А в будущем будет жить хорошо, Руслан.
Дон Бивер
 

Сообщение milayя Апрель 25th, 2007, 8:34 am

Я, как автор бестселлера и мегауспешного проекта детской литературы,


Ой зря Вы это сказали :D
После данных слов картинка совсем уж юморная рисуется...

Москва. Высотное здание с зеркальным фасадом и сотня ступенек тянется к входу.
Появляется Донцова вся в лохмотьях, что-то бережно прижимая к груди, оглядывается по сторонам и поднимается вверх по лестнице.
Навстречу ей спускается издатель в костюме от ***, пренебрежительно поглядывая в её сторону.
Почти поравнялись - он, издатель, остановился на несколько ступенек до неё.
Донцова жалостливым тоном:
- Я тут это... я тут ещё одину книжечку написала - может посмотрите?
Тот смотрит на неё, словно опасается заразиться неизведанной болезнью и отвечает:
- Приём рукописей на общих основаниях, - быстро спускается по лестнице, садится в свой Лексус, подаренный президентом за особый вклад в развитие иронических детективов, и уезжает...

Да... больное у меня воображение. :oops:
Но самоуверенных и настойчивых всегда уважала :wink:
Удачи Вам!
Проза вторична
Аватара пользователя
milayя
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: Сентябрь 29th, 2006, 1:23 pm
Откуда: Екатеринбург

След.

Вернуться в Клуб молодых литераторов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4