Кирилл Октябрь 20th, 2007, 8:39 pm
Написание первого романа. Как избежать простых ошибок.
Ну вот, первая книга наконец выходит. Теперь, со спокойной совестью можно начинать учить других… Шутка. На самом деле, просто хочется поделиться опытом с теми, кто только собирается что-нибудь такое изобразить или находится в начальной стадии процесса. Если бы я, в свое время, о подоб-ного рода опасностях был бы предупрежден, то… Часть романа все равно бы пришлось переписывать, что называется, напрочь, но это была бы максимум одна пятая от общего текста, а не одна треть, как вышло. Советы постараюсь дать максимально конкретные. Научить писать — может быть и можно, но я такое не осилю. Моя цель - помочь избежать простых ошибок. Сразу предупреждаю — все ИМХО.
Условия по умолчанию: роман, фэнтези, 600-900 тыс. знаков с пробелами.
Писательский опыт: отсутствует.
И далее по пунктам.
1. Тренировка.
Советую абсолютно всем. Каюсь, сам я начал писать без подготовки. Однажды пришел домой из института, сел за компьютер и начал печатать. В результате, первые пятьдесят страниц получились не только ширпотребом, но еще и плагиатом. Потом, с течением времени, стало получаться лучше, но не-приятный осадок в виде двухсот пятидесяти тысяч знаков остался. Во многом, этого можно избежать.
Способ простой. Садитесь и печатаете. Только не роман, а что-угодно общим весом в 1-2 а. л. Конечно, лучше это была бы какая-нибудь законченная история — рассказ, но если я так скажу, в меня сразу полетят камни. Ведь написать рассказ — это так же сложно, как и роман, а то и вовсе сложнее! Потому, пусть это будет просто какой-нибудь отрывок. Что-нибудь из того, что вы планируете исполь-зовать в своей книге или придуманная вами «другая» концовка какого-нибудь известного произведения популярного автора. Неважно, главное — пробовать себя там, где ничего испортить не получится.
Написали? Теперь отложите в сторону и переждите неделю-полторы. По истечению срока снова возьмите в руки и тут же отредактируйте. Затем, переждите еще день-два. Когда все это будет сделано, попробуйте прочитать то, что получится, как чье-то чужое, ничего не исправляя. Сводит зубы? Ничего, так и должно быть. По исполнению всех процедур отправьте ваш труд в корзину. Свою функцию он выполнил. Много времени вам эта тренировка не сэкономит, но польза будет. По крайней мере, «мозго-вой зуд» должен немного поутихнуть.
2. Сюжет и план.
Должен быть прописан от и до, во всех подробностях еще до того, как вы как вы приступите к тексту романа. Разумеется, по ходу написания он будет и должен меняться, иногда даже кардинально, но первый вариант должен быть готов, до того, как вы возьметесь за текст. В нашем случае, понятно, такое совершенно невозможно. «Зуд» хоть и поутих, но все еще неимоверно силен. Тем не менее, сю-жет просто необходим. Юным начинающим графоманам можно воспользоваться облегченным вариан-том.
а.) Сюжет и главная идея первого романа — это почти всегда Главный Герой. Он говорит от первого лица и на 95 процентов обладает характером автора. Поскольку речь идет о фэнтези Г. Г. почти всегда зовут Марти-Сью или Мэри-Сью, ну или как-то очень похоже. Описания этих достойных личностей присутствуют в избытке, потому не будем на этом останавливаться. Главное, что хочется сказать — в их присутствии в первом романе автора нет абсолютно ничего криминального. С них начинают если не все, то почти все. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но проходит через это каждый. На мой взгляд, это что-то вроде посвящения в писатели: Главный Герой плюс Классический Набор Штампов. Стремиться к этому глупо, но и бояться не надо. Массовый читатель такие книги обожает. Напишете хорошо — издадут, несмотря на штампы.
б.) С идеей все ясно. Теперь, план. Как уже говорилось выше, подробный качественный план и автор-новичок — вещи по своей сути несовместимые. Делаем следующее. Берем блокнот (не очень большой, чтобы поместился в карман, и на проволоке, чтобы было легко вырывать страницы), ручку и начинаем придумывать. Начало и конец — это необходимый минимум. Откуда герой начинает свой путь (дерев-ня, тюрьма, плен, бега, королевский дворец, амнезия, путешествия из мира в мир и т. д.) и где он его должен закончить (трон, власть, свадьба, победа над Злом или все предыдущее вместе). Этого хватит, чтобы начать. Середина — в дебютном романе почти всегда закономерный путь от первого к второму. Более старательным и терпеливым советую так же придумать начало и конец для каждой из сюжетных линий романа. Конечно, если их у вас больше, чем одна. Можно еще прописать основных персонажей, но это уже для сильных духом. Скорее всего, к тому, что подробный план необходим, вы придете уже по ходу написания первой книги.
в.) Если ваши герои путешествуют — рисуйте карту. Хотя б для самого себя. Но лучше все же отне-стись к этому моменту серьезно. Посчитайте (примерно) расстояния, определитесь с полушарием (се-верное или южное) и с климатическим поясом. Ну и конечно, не забывайте о логике. Столицы торговых государств редко располагаются в центре безлюдных пустынь. Если ваш рисунок (=схема) карты Глав-Реду понравится, художник приведет карту в приемлемый вид.
3. Текст.
Готовьтесь к тому, что первую половину книги ваши гениальные мысли на бумаге будут смот-реться, как бред. Улучшит дела совокупность двух переменных: опыта и времени. Именно совокуп-ность. Лично у меня сложилось мнение, что качества от текста в первой книге можно добиться двумя способами: долго (год или больше) писать один роман, переписав в последствии начало, или быстро (за то же время) написать два и первый из двух выкинуть.
Но опять же, ущерб можно свести к минимуму. Чем меньше у вас будет ошибок в первом вари-анте текста, тем меньше их останется в итоге. Ниже, несколько моих замечаний, из тех, что бросаются в глаза.
а.) Формат. Абзац. Отступ — любой. Один из элементов историй о злых редакторах. Если вы весь текст отбиваете отступы табуляцией или пробелами, то лишних симпатий вам это не добавит, потому что ре-дактору придется все это потом исправлять. Новый абзац нужно начинать нажатием клавиши Ввод.
б.) В зависимости от количества сюжетных линий (от скольких лиц ведется повествование) и количест-ва Частей в романе набирайте текст не в одном файле, а в нескольких. Это сделает процесс существенно удобнее. По окончании набора эти файлы легко будет скомпоновать.
в.) Длинные предложения. Сами по себе не есть Зло. Плохо когда в длинном предложении только одна грамматическая основа, а все остальное: дополнения, определения, обстоятельства, причастия. От таких конструкций лучше всего избавляться сразу после того, как вы такое предложение написали, иначе эту работу потом придется делать редактору. Это не только улучшит текст, но и НАМНОГО повысит ваш собственный уровень. На самом деле, твердое намерение избавляться от таких вот языковых эксцессов — это один из первых и наиболее важных шагов к тому, чтобы чему-нибудь научиться.
г.) Однокоренные слова. Старайтесь, чтобы внутри абзаца повторов не было. Опять же, повышает ваш уровень. Не забывайте, что текстовый редактор знает немало синонимов.
д.) Прилагательные. Два прилагательных подряд — нормально. Три — много.
е.) Причастия. Для простоты поделим на два вида. Невредные: избитый, заспанный и т. д. И ужасные: действующий, предполагающий, думающий и т. д. Первые, по сути, те же прилагательные и относиться к ним нужно, как к прилагательным. Вторые выбрасывать нещадно.
ж.) Свой; для того, чтобы; тут же; в эту секунду; в это мгновение; и т. д. Прочитайте предложение, ис-ключив из него слово паразит. Если смысл тот же, вычеркиваете. Если вам кажется, что нарушается ритм текста, оставляйте. Потом лучше посмотреть еще раз, чем что-то испортить безвозвратно.
з.) Был, была, было, были. На мой взгляд, ничего страшного нет. Безусловно, в одном предложении употреблять дважды нельзя. В двух подряд — тоже не желательно. Через предложение — сколько угодно. Чтобы в этом увериться возьмите книгу любого маститого автора, активно использующего про-шедшее время (почти каждый), и посчитайте там количество этих «былин». Любой повтор — это не очень хорошо, но до сумасшествия доходить не надо.
и.) Орфография. Воспользуйтесь помощью машины! Подчеркнуто красным — ошибка!
к.) Абзацы. Делите большие абзацы на несколько частей. Издательства не редко используют крупный шрифт и огромные поля. То, что у вас в Word занимает несколько сантиметров, на бумаге может вы-литься в целую страницу. Большие массивы сплошного текста разделяйте диалогами. Пусть даже это будет всего пара строчек с минимумом смысла, но психологически для читателя — большая разгрузка.
л.) Двоеточия, тире, запятые. Word тут, к сожалению, не помощник. Ничего, кроме учебника русского языка посоветовать не получится. Можно заметить только то, что правила относительно тире и двоето-чий в русском языке одни из самых гибких. По большому счету, если вы можете самому себе объяснить логически постановку знака — ставьте. Редактор в большинстве случаев против не будет.
м.) Зато, редактор будет строго против наличия скобок. Максимум, что вы можете себе позволить: два-три раза за весь текст, причем внутри скобок не больше четырех-пяти слов.
н.) Если без мата можно обойтись, воспользуйтесь этой возможностью. Редактор этому обрадуется.
4. Правка.
Для того, кто пишет первую книгу — это элемент, возможно, даже более важен, чем сам процесс написания. Первая правка — сразу после написания романа. Желательно два или три раза. Вторая прав-ка — еще через две-четыре недели. Для обладающих СИЛОЙ ВОЛИ — третья еще через месяц.
Что править:
а.) Последовательно по буквам предыдущего пункта.
б.) Логика персонажей. По очереди, ставьте себя на место каждого из героев и думайте, как бы вы по-ступили в такой ситуации. Не забывая, что персонаж умен настолько, насколько умен автор. Скидки на состояние аффекта (он забыл об этом, потому что был взволнован) не принимаются, если вы как следу-ет этого не объяснили. Противоречия рода: один умный, а все остальные тупицы, заметны в первую очередь.
в.) Сопоставьте цифры. Даты, километры, килограммы, количество населения, цены. Вообще, любое противоречие в тексте, пусть даже самое незначительное (в первой главе тарелка супа стоит три моне-ты, а в десятой обет на несколько человек – всего две), бьет по вашему престижу с полного размаха.
г.) Пафос, красивости, описания, не несущие сюжетной нагрузки эпизоды. Все это бывает нужно и есть почти в каждой книге, но в том, что 700 тысяч без излишеств обрадуют ГлавРеда больше, чем 900 ты-сяч, залитые водой, можете не сомневаться. Да и сама книга почти наверняка от этого только выиграет.
д.) Курсив и выделение в промышленных масштабах редакторы не любят совершенно точно.
е.) Замена короткого тире на длинное тоже в вашу пользу. Правка. Заменить. Специальный. Короткое тире. Длинное тире.
ж.) Не перегружайте текст сносками. Многие к этому относятся отрицательно. Лучше уж составьте глоссарий. Особенно трудолюбивые могут предложить два варианта текста. Без сносок, но с глоссарием и наоборот.
з.) По возможности, ограничьте количество многоточий и БОЛЬШИХ БУКВ. Пусть они будут редки, но в самое яблочко.
5. Аннотация.
Лучше отправить вместе с текстом сразу несколько вариантов аннотации. И быть готовым, что ни один из них вы на обложке не увидите.
6. Отправка в издательство.
Здесь без подробностей. Эту информацию найти несложно. Мягко намекну, что отправка текста в крупное и известное издательство может избавить вас от огромного перечня проблем.
ЗЫ:
Все основано исключительно на личных наблюдениях. Надеюсь, кому-нибудь поможет. Только порошу учесть, что это не пособие «Как написать хорошую книгу», а памятка «Как избежать простых ошибок в первом романе».
С течением времени, появятся и собственный стиль и собственная оценка – как и что нужно де-лать, чтобы получилось КРУТО.
А может и не появятся.
Впрочем, прежде всего, советую научиться ставить только максимальные цели.