Юлия_Набокова Сентябрь 27th, 2009, 8:21 pm
Купив сразу три книги КЭТ, за эту я схватилась первой. Т.к. отрывок из нее когда-то читала в Пробе Пера и история про Ненавистного и трагическую судьбу красавицы из прошлого тогда меня потрясла и врезалась в память. Поэтому «Дом у Чертова озера» я читала с особым интересом и особыми ожиданиями. Помня еще из комментариев Татьяны в «Пробе пера», что эта история получит мистическое продолжение в настоящем, мне было невероятно интересно, как же именно это будет, какими красками будет написана современная история. Потому что история из прошлого цепляла до мурашек по коже, вызывала вихрь переживаний и играла радугой красок, звуков, эмоций.
Книга одновременно и разочаровала, и очаровала. Разочаровала – потому что, читая историю современных героев, я все ждала продолжения старой истории, ее дополнения или продолжения, тех фрагментов событий из прошлого, которые композиционно подразумевает мистическая серия «Любовный амулет», чье описание схоже с другой любимой мною серией – «Артефакт-детектив». А значит, и там, и тут события настоящего должны перемежаться событиями из прошлого. В «Доме у Чертова озера» композиция решена иначе. Герои, получив письмо от нотариуса, возвращаются в город своего детства. Эксцентричный миллионер, с которым они не были знакомы, завещал им, четырем одноклассникам, значительную сумму денег и отреставрированный особняк (на берегу Чертова озера) в равных долях. Но у завещания есть одно условие: наследники должны провести в доме шесть ночей. Однако это не главная подлость: когда-то одноклассники расстались при не очень приятных обстоятельствах, и теперь им придется побороть не только страх перед домом, о котором ходит дурная слава, но и неприязнь друг к другу. И вот, пока события идут своим чередом, а призраки выходят на охоту за постояльцами, повествование периодически переносится в прошлое, в выпускной класс, и рассказывает о семнадцатилетних героях, их первой любви, коварстве и предательстве.
Так вот, к вопросу о разочарованиях и очарованиях. Прошлое в этой книге – это прошлое юных героев, а прошлое, связанное с призраками дома, так и ограничивается той сценой, которую Татьяна выкладывала в «Пробе пера». Впрочем, вынуждена признать, сама по себе сцена о Ненавистном и Барбаре настолько сильная и драматически, и стилистически, и композиционно законченная, что писательница в ней сказала все, что хотела, и так, как хотела. Коротко, емко и пронзительно.
А что касается очарований… История нынешних героев и их школьного прошлого настолько интересна, эмоциональна, местами чувственна, местами трагична, всегда искренна, завораживающе трогательна, что, читая ее, погружаешься в переживания героев, в их мир и проживаешь происходящее вместе с ними. Немало этому погружению помогает и тонко выписанная атмосфера, и жизненные детали, и с психологически достоверные характеры, и очень образный стиль. В этом плане современные главы написаны на том же высоком художественном уровне, что и запомнившаяся мне история о Барбаре и Ненавистном.
Хороши и сами герои – рок-звезда Влад Ворон, его школьная любовь Варя, нынешний мэр города Жуанов и его жена, когда-то первая школьная красавица и интриганка, чудаковатый Эйнштейн.
Мистическая линия сюжета – оригинальная, интригующая, пугающая и совершенно непредсказуемая.
Могла бы написать еще многое, но не буду раскрывать тайн сюжета. Скажу только, что у меня появилась еще одна любимая книга. Которую я при случае с удовольствием перечитаю.