Сергей Соболев Ноябрь 4th, 2007, 2:19 pm
В качестве иллюстрации к сказанному выше, перепощу здесь отрывки из комментов, взятые с другой площадки. Спор был, в сущности, о том же. Один из пользователей, - очень неплохо, кстати, владеющий словом - выставил отрывки из своей детективной повести. И все бы ничего, но уже с первых глав явственно ощущалось стремление подражать именно "лучшим образцам классического жанра". Писать именно что "правильный детектив", следуя известным рецептам. Ресурс называть не стану, чтобы избежать каких-либо трений. Остальное, думаю, будет понятно из приведенных здесь комменариев.
"Понимаете, Х, если мне или еще кому-то захочется почитать что-то вроде "Чисто английского убийства", то будет куплена, или взята в библиотеке (скачана в ЭБ) книга Сирин Хейр, или А.Кристи, или еще кого-то из мастеров жанра. А если я захочу купить книгу современного автора, работающего в этом субжанре детектива, то я постараюсь выбрать именно такого, кто не подражает столь откровенно, кто способен хотя бы на первых страницах предьявить что-то свое, а не затертое, взятое у мэтров. Ведь посмотрите, с чего у вас начинается повествование. К частному детективу, у которого есть молодой помощник, приходит дама. Сначала следует отказ, потом появляются деньги, обнародуется какая-никая "душераздирающая" история, после чего действо со скрипом движется к первому трупу. Все это слегка поперчено, посолено,
сдобрено юморком. Таких сюжетов - тьмы. Их столько, что уже в семидесятых даже всеядному западному читателю подобные ходульные типажи, подобные истории про "частных сыщиков" сильно приелись. Я не говорю, что в этом жанре нельзя создать ничего путного. Не зря говорят, что "все истории рассказаны до нас". Тем не менее, литературный процесс не иссяк, писатели пописывают, читатели почитывают. Но важно понять следующее. Чтобы посадить читателя на крючок, необходимы свежие идеи, необходима ломка сложившихся стереотипов, а не "подражание лучшим образцам". Именно этим путем я и призываю следовать".
Ответ Х:
"Sobolev_SV, вот теперь постарайтесь не обидеться, а понять. Я ничего не имею против вашего творчества, если у вас имеется десяток изданных книг - значит. они написаны на достаточно высоком уровне, который удовлетворил суровые критерии издательства. Но. Я лично про автора с фамилией "Соболев" не слышал, хотя к детективу отношусь весьма положительно. Я вообще не слышал ни про одного русского автора, пишущего в жанре "классический детектив". Акунин - это да, это хорошо, но это не классический детектив. Понимаете? Если вы издаетесь под псевдонимом - это другое, буду рад узнать титульное имя. Но если нет - мне бы не хотелось стремиться к тому, чего добились вы. Я хочу большего. Я хочу, чтобы мои детективы читала вся страна. И, с моей точки зренрия, возможно, ошибочной, классический шаблон в данном случае - лучший вариант. Потом, когда как автор я буду иметь больше возможностей, можно будет "развлечься" авторским подходом."
Ответ на реплику Х:
Я хочу большего. Я хочу, чтобы мои детективы читала вся страна.
Х, это похвальное желание. Плох тот солдат, что не мечтает стать маршалом. Мне нравятся напористые люди, ставящие перед собой высокие цели. Мечтать вообще не вредно. Но одного "хотения" будет маловато. Вы упомянули Б.Акунина. Не знаю, в курсе ли вы всех тонкостей этого литературного проекта. Даже сам автор признавался, какие колоссальные сложности приходилось преодолевать поначалу. Первая книга - не продавалась. Вторая - тираж лежит мертвым грузом на складе. Третья - та же судьба. И где-то на четвертой что-то начало "шевелиться". Деньги в этот проект, в его начальной фазе, были вложены очччень серьезные. Надо признать, что г-н Чхартишвили гениально выстроил свою писательскую стратегию. Но таких, как он, единицы. Какой бы качественный, интересный, необычный текст вы не написали, одного этого мало. Нужны огромные деньги на раскрутку (прежде всего, на ТВ), нужны связи, много еще чего потребуется, чтобы появился новый проект такого масштаба, как Б.Акунин. Опять же, звезды должны сложиться. Если у вас нет в родне олигархов, если у вас нет нужных знакомств среди чиновников, среди медиа-магнатов, среди "сильных мира сего", если вы не имеете возможности, образно выражаясь, вызвать лифт, который поднимет вас на высшие ступени литературной иерархии, то вам придется самому карабкаться на отвесную стену. Можно сколь угодно долго стоять у подножия этой стены и думать или даже вслух говорить, как вы: "ужо я сейчас... одним могучим прыжком... на зависть всем остальным, которые медленно, упорно, тратя на незаметное глазу продвижение массу сил и времени, - вот же дурачки! - взбираются по круче на литературный олимп!.. хоп! и уже на вершине!" Мне понятен этот подход - хочется, чтобы сразу и много. Но. Для начала следует написать хотя бы одну книгу. Издать ее, распечататься в одном из крупных издательств. Потом, со временем, после 5-й, 10-й или 15-й книги... вы попадете в ту двадцатку "лучших" (я говорю о мужском детективе), которые выделены отдельно. Иначе говоря, вы попадете в список топовых авторов, работающих в вашем жанре. У вас появится своя страница во всех интернет-магазинах. Процесс этот долгий, ибо конкурентов - тьмы. Ну а с этой позиции можете уже штурмовать любые высоты, атаковать позиции супербрендовых авторов.
P.S. Еще раз подчеркну то, о чем говорил выше: используя чужие шаблоны, подражая в своем творчестве кому бы то ни было, вы не добьетесь серьезных результатов. Можно как угодно относиться к творчеству Б.Акунина, Д.Донцовой или А.Марининой, но они двигались к успеху собственным путем, они выработали свой стиль и почерк, так что их трудно спутать с кем-то еще.