Что ж, пожюрю...
Начну с достоинств:
Следует отметить удачную композицию рассказа. Автор с самых первых строк вовлекает читателя в мир рассказа, создает обстановку, атмосферу, задает интригу. Затем постепенно описывает героинь и раскрывает их характеры, доводит интригу до кульминации и развязки. Провисаний нет, каждая сцена на своем месте, и все в этих эпизодах играет на сюжет и приближает финал. Концовка обыгрывает удачное название рассказа. Само название запоминающееся, образное. Если в начале рассказа это просто интересный образ, то к финалу название обретает другое, зловещее значение. Надя, подобно паровозу, проехалась по своей конкурентке Вике, сметя ее со своего пути. В этом смысле Надя – машинист своего паровоза-экспресса.
Героини получились живыми и разными, у каждой свое лицо. Их характер раскрывается через поступки и действия. В них как-то сразу веришь, потому что в образах нет противоречий. Они цельные и реальные, как сама жизнь. Их не назовешь марионетками в руках автора, они сами по себе деятельные и волевые.
Конкурсная тема раскрыта: рассказ посвящен достижению цели – победы в конкурсе. Все четко и ясно.
Теперь к недостаткам.
Начну с конкурсной темы. Странное чувство: это первый рассказ из прочитанных мной, которые на все сто процентов соответствует теме, но при этом его содержание вызывает глубокое разочарование и отторжение. Автор, вопрос к вам: что вы хотели сказать своим текстом? У каждого рассказа есть свой посыл, то сообщение, которое он адресует читателю. А посыл вашего рассказа выражен в последнем абзаце:
Она получила билет на Экспресс в Шоу-бизнес. И совсем не важно, что он был выигран в жестокой битве и на нём, помимо напечатанных строк о будущей удачной карьере, были бурые пятна крови.
Т.е. делай гадости, иди по головам и будет тебе успех. Вы эту мысль хотите донести до читателя? Такому поведению хотите его научить? Ведь заканчивая рассказ тем, что Надя добилась успеха, вы показываете позитивные результаты подлого поступка. Надя в шоколаде, Вика за бортом.
Я до конца ожидала, что в последний момент подлость Нади если не обернется против нее (не рой другому яму), то хотя бы не возымеет успеха. Вика соберется, кто-то из зрителей протянет гитару и она споет так, что выиграет этот конкурс, несмотря на козни Нади. Или пусть Надя выиграла бы в этот раз, но в будущем справедливость восторжествовала бы. И в паре заключительных абзацев можно было описать, как Надя снимает бездарные клипы на деньги своего богатого мужа и их крутят по музыкальному каналу только потому, что муж оплачивает эфиры, и семейная казна скудеет, муж злится и грозится прекратить финансирование. А талантливая Вика заключила талант с известным зарубежным продюсером, который работает с Кристиной Агилерой и Шакирой. И теперь ее песня звучит главной музыкальной темой в саундтреке знаменитого голливудского блокбастера, а плакатами с рекламой ее альбома обклеено пол-Москвы. И вот Надя смотрит на этот плакат с улыбающейся Викой и рвет на себе белокурые волосы.
Вы можете возразить, что описали жизнь, что бывает и так, что подлость ведет к успеху, хищники побеждают. Не буду спорить. Но жизнь и литература – разные области. У литературы свои цели. И цель оправдать подлость я лично принять не могу. В связи с вашим рассказом вспомнился рассказ Маши Царевой из сборника историй «Московский бестиарий». Там в кафе встречаются две подруги-модели. Они целуются, мило болтают, с улыбкой говорят друг другу гадости и при это вспоминают свои прошлые неудачи, которые лишили их победы в кастинге или сорвали успешный контракт. По ходу действия выясняется, что неудачи одной – дело рук другой. В финале обе героини несчастны и неуспешны. Строя козни друг другу, они и сами остались у разбитого корыта. Не выиграл никто. Такая развязка одновременно и трагична, и поучительна.
Вернемся к Наде. Героиня действует, но внутреннего конфликта нет. Ее не терзают угрызения совести, у нее нет сомнений и сожалений в том, что она устранит Вику. Поступок Нади стал бы еще более подлым, если бы на кон было поставлено что-то важное.
Основному конфликту не хватает драматизма. Рассказ бы только выиграл, если бы вы более детально прописали мотивировки героинь и противопоставили их друг другу. В общем то, и из контекста понятно, что для Нади сцена – это способ покрасоваться, а для Вики – это возможность поделиться своими переживаниями с людьми посредством песни. Но описать бы это глубже – и история заиграла бы совсем по-другому. Например, Надя хочет стать звездой, чтобы обрести популярность, чтобы блистать на сцене в дизайнерских костюмах, чтобы завести знакомство со звездами эстрады и, к примеру, утереть нос «этому уроду Вадику», который ее отверг. (А если бы еще этот Вадик предпочел Вику и сейчас сидел среди зрителей и болел за нее, то и образ Нади заиграл бы по-другому. Из просто стервы, которая прет к своей цели, как танк, она бы превратилась в обиженную и отверженную девушку, чувства которой задеты. И если ее сопернице по сцене повезло в любви, то Надя приложит все усилия, чтобы она потерпела крах в конкурсе). А Вике, в противоположность Наде, вся эта мишура и блеск славы вовсе не нужны. Для нее сочинение и исполнение песен – это порыв души, она иначе не может. Ей хочется поделиться своими переживаниями со всем миром – вот для чего ей сцена. А еще она стремится выбиться в звезды для того, чтобы изменить к лучшему жизнь своих родных. Например, денежный приз за победу в конкурсе жизненно необходим ее больной матери или сестричке. Став известной певицей, она сможет облегчить жизнь своих родных, помочь матери, дать хорошее образование и путевку в жизнь братьям и сестрам. Т.е. лишая Вику победы, Надя обрекает на несчастья ее родных, и она готова заплатить эту цену.
Словом, автор, вы чувствуете героев, вы умело строите сюжет, вы умеете малыми средствами создавать атмосферу и картинку, вы в ладах с динамикой. Осталось еще поработать над содержанием и тематикой. Чтобы ваши рассказы в идеале пробуждали в людях что-то хорошее и доброе. И чтобы хотя бы в придуманном мире торжествовала справедливость. Негатива и несправедливости нам и в жизни хватает, правда?