«Я старый солдат и не знаю слов любви»;)
РЕЦЕНЗИЯ на сказку «ЛУННЫЙ ЗВЕРЬ»
1.
Соответствие работы теме номинации.
Представленное произведение вполне можно назвать сказкой – авторской сказкой о животных. Соответствует условиям конкурса.
2.
Типология. Жанровая принадлежность.
Кто-то до меня заметил, что это романтическая сказка, даже излишне романтическая. Это не верно. Перед нами типичная СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ СКАЗКА, даже излишне сентиментальная. Ещё точнее я бы классифицировал произведение так: СКАЗОЧНЫЙ ЖЕНСКИЙ РОМАН.
Напомню: а) романтика подразумевает героику, духовный подъём, пафос борьбы и свершений; б) сентиментализм – излишнюю чувствительность, слезливо-умилительное или приторно-нежное сопереживание.
Классический образец авторской романтической сказки – А. Куприн “Синяя звезда”.
Чистых сентиментальных сказок не помню. Правда, у Андерсена сентиментализм присутствует, но он всегда разбавлен изрядной порцией романтизма.
А вот сентиментальные рассказы о животных я вспомнил (см. ниже).
3.
Авторская идея или суть произведения: что хотел сказать автор, и удалось ли ему это сделать так, чтобы его понял читатель.
Надо заметить, что текст состоит из двух частей: первая часть – это скорее социально-бытовая сказка; вторая часть – настоящая волшебная сказка.
Поэтому есть две авторские идеи: 1) социальная – тема инаковости (отличия от остальных) и тема дискриминации меньшинств; 2) духовно-нравственная – тема жертвенности и тема рыцарского отношения мужчины к женщине.
С двумя поставленными задачами (т.е. с пропагандой моральных ценностей) автор справился, но со второй идеей гораздо лучше, чем с первой.
4.
Первоисточники.
Понятно, что темы взятые автором не новы – они вечны как мир. Поэтому остановимся на следующих вопросах: в чём заслуга автора? как подал эти темы автор? по-новому или использовал уже имеющиеся наработки других мастеров жанра?
К сожалению, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что произведение автора не очень оригинальное. Увы – шарик сдулся – то, что меня сначала так сильно привлекло – идея, сюжет, необычные герои – придуманы давно и прекрасно проработаны.
Сочетание ПЯТИ признаков: рассказ о животных, сентиментализм, преданная пара волков, белая волчица, инаковость волчицы (её отличие от сородичей) – после недолгих воспоминаний вывели меня на творчество известного писателя-анималиста начала XX века Э. Сетона-Томпсона. Замечательный канадский писатель, художник и знаток леса, организатор детского скаутского движения «Лесные индейцы», Эрнест Сетон-Томпсон стал первым в мире автором рассказов, где героями были настоящие звери и птицы. До этого, как он сам пишет в автобиографии, существовали «только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». А наш автор проделал обратную операцию: вернул сетоновских животных снова в сказку, причём сделал это довольно умно, скомбинировав сюжет о волках с сюжетом о лисах. Были заимствованы герои, детали сюжета и описания из достаточно известных рассказов Э. Сетона-Томпсона - “Лобо” (о преданной паре волков), “Домино или история одного черно-бурого лиса” (помнится, снят даже к/ф), и заметка “О благородстве волков” (см.: Э. Сетон-Томпсон. Маленькие дикари: Повести, рассказы. – СПб.: Азбука – Терра, 1998)
Автор соединил в одном герое сетоновскую белую волчицу (из “Лобо”) и черно-бурого лиса (из “Домино”). Далее, сетоновскую неразлучную пару волков автор оригинально превратил в известный толкиновский любовный дуэт смертного человека и бессмертного эльфа (король Арагорн и эльфийка Арвен). Только в сказке для маленьких волчат изменён пол героев: лунный волк - эльф, белая волчица - человек.
Лунный зверь - серебряный волк из лунного света, живущий на небе, оказался тоже не оригинален - его вполне можно считать лунным жителем лунного города Тир-на Ног’ тх, придуманного фантастом Роджером Желязны. Напомню: Тир-на Ног’ тх это небесная проекция Амбера, некий мир амберских идей, где живут серебряные призраки-идеи, сотканные из лунного света (см. Р. Желязны. Хроники Амбера. – Знак Единорога, гл. 10)
5.
Стиль. Проработка сюжета: сюжетная линия, её развитие - завязка, интрига, развязка. Герои.
Стиль – перо у автора лёгкое (а это самое главное в творчестве), но не набитое. Чувствуется отсутствие опыта. Автор пока ещё НЕ ВИДИТ СВОЕ произведение со стороны – эйфория творчества, заслоняет ему огрехи, не даёт плодотворно рефлексировать. Излишний сентиментализм зашкаливает с первых строк - аж слезу прошибает. Чувственная надрывность напоминает что-то до боли знакомое: «мы сами не местные… подайте люди добрые… ». Думаю, это не от присущей Вам манеры
а просто от юных лет. Такого рода сказки все мы сочиняли в юности, ожидая своих ассолей или греев. Советую только надолго в подобном стиле не задерживаться, а то придется Вам всю творческую жизнь посвятить только «женскому роману» да ещё и в инфантильном стиле. Повторы утяжеляют текст, старайтесь замечать их - безжалостно удалять или обходить, стройте фразы так, чтобы уходить от бесчисленных местоимений и повторений глагола “быть”.
Сюжет – интересный, держит и ведёт до конца, но завязка и некоторые элементы интриги скорее соответствуют не сказке, а рассказу о животных. Чувствуется топтание на месте в первой части – много ненужных повторений. В ущерб развитию сказочного сюжета автор увлекается социальной составляющей. Видно уж очень сильно хотел растолковать "недогадливому" читателю, что расизм и т.п. – очень плохие явления; да, так сильно, что забыл про сказку - уважайте читателя, наш читатель поймет с полуслова и прочтёт между строк. Вместо рекламных повторов учитесь авторской суггестии - подсознательному внушению желаемых чувств и мыслей. В сказке трижды кричать про “белую собаку” не надо - достаточно и одного раза: не то скорее получите поощрительный приз от “Чёрных пантер”, чем от Антидиффамационной лиги
Кстати, у вас нарисовался типичный диссидент, а не “человек с другим цветом кожи”, т.к. мать у волчат была одна и та же, и необычность волченки проявляется не в том, что мама-волчица где то на стороне нагуляла малыша-собаченку, а в выбивании ее из серого ряда своих же собратьев – короче, в инакомыслии. А, как известно, к инакомыслящим очень часто приходят посланцы небес, идущие по воде - здесь вы очень точно угадали правильный сюжетный ход. Так что в лунном волке смешался даосистский мистицизм Желязны и ортодоксальное христианство Толкиена – да, вы оказывается ещё и экуменистка
Вторая, волшебная часть пошла живее, и рассказ о животных превратился в настоящую волшебную сказку. Но и здесь много повторов: “потому что я – лунный волк”. А как это лунный? Хотелось бы побольше услышать про небесный мир лунного волка и его лунность.
Развязка вполне классическая: в ответственный момент появляется принц и спасает принцессу.
Герои – яркие, сказочно-живые, да и странно, если бы было не так, ведь в их основу заложены прекрасные литературные первоисточники – находка автору явно удалась
Но все ж таки жаль, что авторские описания не смогли остаться хотя бы на уровне первоисточников. А ведь примеры были такие красивые:
Заметка “О благородстве волков” - “Рыцарство волка. Сама мысль о том, что это словосочетание возможно, способна вызвать шок… Рыцарство в самом простом понимании этого слова можно определить так: внимание, проявляемое мужчиной к женщине как к слабому полу, когда сексуальное влечение отсутствует. В этом смысле рыцарство среди волков – весьма распространённое явление.
Ярким примером могут служить Лобо и Бланка – пара волков, содержавшаяся в лондонском зоопарке. Лобо был привезен из Техаса, Бланка – из Аризоны. Оба типичные волки высокогорных равнин… К подруге своей он в любое время года проявлял явную симпатию, даже если элемент сексуального влечения отсутствовал.”
Рассказ “Лобо” - “Большая скотоводческая область в северной части Нью-Мехико называется Куррумпо… И властелином края был старый серый волк. Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков… волки этой стаи обладали своими особенностями. Одного из них, красивого белого волка, мексиканцы прозвали Бланкой, полагая что это волчица и, вероятно, подруга Лобо. Другой, желтый волк, отличался быстротой бега…
Никогда я ещё не видел такой красивой волчицы, как Бланка. Ее ровная густая шерсть была почти совершенно белого цвета…
Затем последовала неизбежная трагедия, воспоминание о которой не раз заставляло меня впоследствии содрогаться. Мы оба набросили лассо на шею злополучной волчицы и погнали лошадей в противоположенные стороны. У неё хлынула кровь из пасти… Мы отправились домой, увозя мертвую волчицу и радуясь, что нам удалось наконец нанести первый смертельный удар стае Лобо… К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как его голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу: «Бланка, Бланка!»…”
Рассказ “Домино (история одного черно-бурого лиса)” - “… Высоко на холме недалеко от реки Шобан зеленел сосновый лес. Хорошо и спокойно было здесь в сумерки. Посреди этого леса на полянке жила семья лисиц.
Вход в нору скрывался на опушке… Мать следила за игрой детей… Пушистые малыши резвились с беззаботностью только что начавших жить существ…
Новый лисий дом находился на расстоянии мили от прежнего и уже не на холме, а внизу у реки, там, где она покидает холмы и растекается по лугам. Тут, в широкой лощине, окружённой скалами, где густо переплетались корни осин и берез, лисы устроили новое жилище… У входа в нору начинались густые заросли трав, тянувшиеся до заросшей осокой тихой речной заводи. Этот зеленый скат служил местом игр для трех малышей… Лисята росли быстро, но быстрее всех рос тот, у которого с каждым днем все темнее становилась маска на мордочке… Лисята почти все уже не сосали мать и ели то же, что и взрослые… Темномордый лисенок был самый сметливый, самый сильный и самый ловкий. Он умел лучше всех находить пищу и потому питался лучше всех… Он рос быстрее других лисят, и разница между ними становилась заметнее с каждым днем. Но у него было еще одно отличие: его детская темно-серая шубка стала темнеть. У брата и сестры начала пробиваться рыжая и желтая шерсть, свойственная их породе, а у него шерсть день ото дня чернела, а на морде и лапках сделалась совсем черной. Был уже конец июля…”
6.
Качество и общее впечатление от работы, читабельность.
И, тем не менее, сказка мне очень понравилась – если бы не так, то не стал бы уделять ей столь пристальное внимание. Вашу сказку я отметил сразу, когда первыми вышло «трое смелых» – она была лучшей среди них. У Вас есть литературный дар, и стоит его развивать.
Читается интересно и легко. Заимствованные сюжеты и эпизоды скомпилированы удачно и оригинально, плавно перетекая друг в друга. Есть и собственные, авторские находки: замечательное «девчонка - волчонка». После литературной обработки я бы своему ребенку такую сказку обязательно прочитал. Что бы не быть голословным могу предложить свой вариант литературной правки (заодно отформатировал Ваш текст, т.к. очень трудно читать и разбирать “грязный текст”):
Вариант: "ЛУННЫЙ ЗВЕРЬ
(Сказка для маленьких волчат)
В самой чаще дремучего леса, у старой ели, окружённой зарослями ежевики, волк и волчица устроили логово. В том лесу водились благородные олени и свирепые кабаны, хитрые лисы и шустрые зайцы, и другая разнообразная живность. Неподалеку от волчьего лежбища бежала тихая речушка. В ней обитало множество зеленых лягушек, поднимавших по вечерам оглушительное кваканье.
Просторную и удобную нору вырыли под толстыми корнями огромного дерева. Но, когда весной, у волчицы появились малыши, там стало тесновато. Четыре беспомощных комочка сосали маму, пищали, ползали по мягкой подстилке, засыпали, просыпались и снова искали молочко. Детеныши росли быстро: вскоре они открыли глазки, потом встали на лапки и начали вместе с мамой выбираться из норы. Три волчонка уродились серыми, а четвёртый – последыш – белым-пребелым, как только что выпавший снег.
Превратившись в подростков, серые братья беленькой волчонки заметили, что она отличается от них. Им это не понравилось.
- Почему она белая? Разве волки такими бывают? - И они стали дразнить младшую сестрицу, называя белой собакой.
Тройка серых волчат не принимала белянку в свои игры и при каждом удобном случае обижала её. Серые придумали злую забаву: они налетали со всех сторон на сестрицу, кусали и валяли по земле.
- Если ты волк, то должна быть серой! Такой как мы!
Волчонка убегала, пряталась, плакала и скулила от обиды и одиночества. Она и сама рада бы стать такой же, как братья. Да, как?
Однажды после дождя волчонка вывалялась в грязи, и её шкурка обрела серый цвет. Но мама увидела и принялась вылизывать грязнулю.
- Ну, зачем ты меня моешь, мама! Я хочу быть серой! - С обидой воскликнула она.
- Не серой, а испачканной, - вздохнула мама-волчица. - Грязной ходить нельзя, заболеешь.
- Лучше бы я заболела и умерла! - вырвалось у волчонки.
Волчица ничего не ответила. Она уже давно тревожилась: как ее дочь, такая белая, выживет в огромном лесу? Здесь надо быть серой, чтобы сливаться с землей, с тенями, незаметно подкрадываясь к добыче. А снежно-белый цвет слишком броский…
Шло время. Лето заканчивалось. Волчата совсем выросли и начали самостоятельную жизнь. Они стали хорошими охотниками: сильными и ловкими. Все четверо. Да-да, к изумлению остальных, белая волчица тоже. Ей приходилось прятаться лучше собратьев, быть быстрее и стремительнее, рассчитывать каждое движение, точно зная, к чему оно приведет. Она могла долго преследовать добычу, зло драться и побеждать. Теперь мать могла не волноваться: Белой не грозила голодная смерть.
Вот только ей по-прежнему было очень одиноко. Даже больше, чем в детстве. Другие уже не дразнили ее "белой собакой" - за такое она могла оттрепать, - но не желали с ней вместе охотиться и даже перемолвиться словцом. Братья сторонились ее, а если она приближалась, то поворачивались хвостом и уходили или делали вид, что Белой тут нет. И Белая бродила одна, одна охотилась и ела. И порой приходилось так тоскливо, что вой помимо воли вырывался из груди. Особенно часто это случалось ночью, когда в небе висела полная луна, заливая лес серебристым светом.
Однажды, лунной ночью, Белая сидела у реки и поглядывала то на небо, то на серебристую дорожку на воде. Она с тоскою прикрыла глаза. Вдруг волчонка ощутила чей-то запах: новый, незнакомый, но волчий! Зверь был тут - совсем рядом. Она распахнула большие глаза, вскочила. И тут же от изумления присела на хвост, словно в детстве. По лунной дорожке шел волк... по воде… его лапы не погружались в реку.
Зверь был белым, серебристым. Его шерсть блестела в лучах луны, сам он казался сотканным из этих лучей. Незнакомец свернул с лунной дорожки и подошел к волчице.
- Кто ты? Откуда взялся?
- Я пришел оттуда, - он повернул голову, указывая на луну. - Я там живу. Иногда спускаюсь на землю… когда есть дорога.
- А почему я раньше тебя не видела?
- Потому что раньше я ходил в других местах.
- А теперь?
- Теперь я хочу погулять с тобой.
Белая даже подпрыгнула от радости. Они бродили всю ночь. Просто ходили по лесу. Белая и не заметила, как рассказала Лунному всю свою жизнь. Он слушал внимательно, не перебивая. А сколько интересного узнала от него Белая! Оказывается, он живет на луне уже много-много лет. Наверное, всегда. Иногда по ночам спускается вниз, но перед рассветом всегда возвращается. А еще он умеет летать, оборачиваясь большой белой птицей, или просто растворяется в воздухе искорками лунного света. Ему не нужны ни еда, ни питье...
- Ведь я - лунный волк.
Волчица подумала: “Как здорово! Он не чувствует жажды и никогда не слабеет от голода”. Но оказалось, что в этом есть и свои недостатки: когда она попыталась поиграть с волком, лизнув его в нос и толкнув лапой, то ощутила только тепловатый воздух, а лапа прошла сквозь Лунного, как будто его здесь не было. Белая даже испугалась. Отскочила. Но серебристый зверь повторил спокойно:
- Это потому что я - лунный волк.
- А что будет, если ты не вернешься на луну до рассвета?
- Тогда стану, как и ты, земным волком. И уже больше никогда не смогу вернуться назад, летать и рассыпаться пылинками света... Ничего не может быть лучше - я не представляю себе жизни без этого.
Белая грустно вздохнула.
Когда стало светлеть, и луна поблекла, Лунный ступил на серебристую дорожку и взбежал на небо.
- Приходи завтра! - крикнула Белая вслед.
- Приду! – донеслось до нее.
(И так далее)
PS: Я не специалист по мастер-классам – пусть настоящие писатели возьмутся за дело и покажут Вам как обойти многочисленные повторы, избыточные местоимения, излишние использование глагола “быть”, неудачные и просто неприемлемые выражения и т.п. технические погрешности текста. Но, даже сравнивая два текста кое-что уже можно увидеть и понять.
Могу только добавить: учитесь и пишите, литературные способности у Вас есть, а ученье, и труд, и опыт - всё перетрут.
Успехов и удач!