Степка и ведьма

Конкурс сказок

Степка и ведьма

Сообщение Venetzia! Апрель 9th, 2005, 1:59 am

Степка и ведьма


Жил-был на свете Степка музыкант. Возьмет он дудку, да и заиграет так, что иголки с сосен осыпаются и коровы не доятся. Все кувырком идет: бабы голосят, скотина, как на бойне ревет, волки в ясный день воют. А музыкант играет, веки от удовольствия прикрывши, и не слышит ничего, акромя мелодии своей внутренней. Глухой был музыкант.
Давно на него зуб имели жители деревни той и окрестных сел. Соберутся, бывало, на сходку и давай про музыканта трепать: такой мол, сякой, никудышный. Выговорятся, выскажутся, пар выпустят, да и разбредутся по хатам. Грешно ведь убогого наказывать. Совестливые селяне были, не то, что нынче. Терпели, и правильно делали.
А тут как-то калик перехожий, который в деревне проездом из Новосибирска был, совет умный дал: «Вы,- говорит, - к ведьме его, Нюре Сквозняковой сведите, может, даст она совет дельный или травок каких Степке попить…».
Повёл староста сельский Степку в лес. Идут, молчат оба все трое суток в пути. Степка о музыке думает да глазами камыш ищет, кабы дудку вырезать, а староста о жизни семейной и об Анфисе-сторожихе...
И вот видят они: стоит в кустах ежевичных покосившаяся халупа, окна погребальной материей завешаны, из печной трубы дымище валит, как будто кого с калошами запекли.
Много историй нехороших сказывал люд честной про Нюрку, да клевета все... Никого она из рода людского не варила и не ела, котов только черных по праздникам жарила для мессы. К слову сказать, ведьмой она была начинающей. Сорока еще бабе не было, а каб силу магическую набрать, требовалось ей самое простое – без мужиков десять лет прожить. Нюрка видная была, чернобровая, румяная… Да какие её годы – успеет еще каргой стать! Не осуждайте бабу одинокую!
Вошли путники в халупку Нюркину. Смотрят: посреди котел стоит, и пар от него идет. Решили Степка со старостой полюбопытствовать. Ближе подошли, над котлом склонились…
Нюрка-то в халупу вернулась и как увидела гостей над котлом, тоже к ним присоединилась, думала интересное что увидит. Стоят они втроем на воду зырятся. Как дураки! Ну что ж там увидеть можно, в воде кипяченой, акромя ромашки, чистотела да мухи утопающей, которую Нюрка не выдержала, да и спасла?! Помыться баба хотела, а тут эти пожаловали… Ну, ни днем ни ночью покоя нет!
- С чем пожаловали, гости дорогие? – взяла Нюрка инициативу в свои руки: того глядишь, вода остынет, новую кипятить придется.
- Да вот Степку к тебе привел глухого, - начал сказ староста, - глухой он с детства, а на дудке как заиграет…
- Знаю, знаю, - перебила его Нюра,- вот что я сказать хочу: Степку этого берегите, он еще себя проявит,- загадочно как-то сказала ведьма и совет дала,- А чтоб не чутно было, музыки его, вы всей деревней паклю в уши вложите.
- Спасибо,- вздохнул староста и, собравшись было уходить, обернулся у порога, спрашивает,- А может, вылечишь его? Пошепчи на уши-то ему!
- Бессмысленно,- ответила ведьма и развернула газетку «Безбожник», намеком давая понять, что разговор окончен.
Обратно идут они через буреломы оба недовольные. Степка корит себя всю дорогу, что согласился с дядькой по лесу мотаться. Староста над фразой ведьминой думает: «Степку этого берегите, он еще себя проявит». И мысль грешная посетила его: «А что если Степку этого тут…» Но не рискнул староста, уж больно грустный Степан ковылял по дороге, ноженьки стерши. Пришли в деревню, сход собрали. Решила деревня общим собранием паклей уши заткнуть попробовать…
Работать в деревне даже лучше чем прежде стали, бабы особливо. Раньше то станут они возле колодца лясы точить, а теперь заткнутые с утра ходят и молчат. Слава пошла по округе о мастерицах да кузнецах трудолюбивых. Пряжу да холсты купцам заморским на вес золота продавать стали. Живет люд – процветает деревня, а Степка играет в свое удовольствие.
Поняла деревня смысл Нюркиного предсказания. Собрались все гуртом и ведьме домину выстроили с банькой и сарайчиком. Под окнами палисадник бабы разбили. Мужики колодец почистили…
Но беда приключилася. Прознал про тот край благополучный злодей один - Тамар Пресный и повел войско свое грозное на деревню, дабы подчинить себе народ, пошлину на вывоз ввести, акцизами обложить.
Прознали про то селяне, да и истерика с бабами приключилася. Кому ж охота спины гнуть на дядьку чужого. Сначала места обжитые покинуть хотели. Да хаты родные и особливо погост разве ж кинешь? Будь что будет! – решили они и смирились с долей своей горькой. Степку попрекать не стали, благодарны ему все были, особливо мужики, что бабы ихние меньше болтать стали, да богатство ко всем пришло. На «авось» положились…
Едет Тамар Пресный с войском своим, песни всю дорогу поет, яблоками хрустит, огрызками в подчиненных метит, а те только и успевают уворачиваться. Замучил всех тиран и деспот! Но горы обещал золотые, поэтому и терпели издевательства, в пояс ему служивые кланялися. На обратном пути прибить замышляли…
Нюрка под ольхой сидела, веночек плела. И видит ведьма, что злодей Тамар с войском к деревне приближается с ратью несметной: у всех лбы здоровые, косая сажень в плечах. Нет, ясновидящей Нюрка Сквознякова не была, просто глаз зоркий от природы имела. Это сейчас любой рядовой окулист может чиркнуть в карточке, но не всякому: «Зрение три единицы», а раньше-то народ темный был, о медицине сведения поверхностные имел.
Любила Нюрка наблюдать за всеми: кто с кем любуется, кто пакостит кому… , да мало ли забот у людей! И вот узрела Нюрка, что ворог идет поганый и к Степке бегом через репейники и чертополохи… Деревня-то не учла возможностей его музыкальных, думала в богатстве Степкино предназначение. А Нюрка знала, как действовать в случае вражьего нападения. Труба у нее на такой случай была припасена - усовершенствованный образец Иерихонской.
Прибежала Нюрка к Степке – улыбается, трубу в руки сует, а музыкант грешным делом подумал, что заигрывает с ним ведьма. Долго он отнекивался, головой и жестами показывая, что не надо, мол, дудкой обойдется. Характер у парня мягкий был, а Нюрка упертая… Как принял Степка трубу, вывела его Нюрка за околицу, сама уши паклей заложила, дабы не оглохнуть и скомандовала: «Марш!»
Что тут началось! Тамар-то музыку любил, но не до такой же степени! Спрыгнул он с коня, по земле валяется, стонет от звуков ужасных. Войско его тоже одурело. У всех кровь из ушей хлынула. А Степка играл-играл, да вдруг сам мелодию свою услышал! Вот радость-то!
Ушло войско Тамара Пресного, разбрелось в разные стороны – все ж оглохли и командам не внимали.
Вот ведь, как в жизни бывает. Правду в народе говорить про Степана стали: «Где родился, там и пригодился». Теперь он со своей дудкой на любой свадьбе и похоронах гость желанный. Нюрке памятник при жизни мужики выковали. Так, что нет у нас людей в стране ненужных, у всех свое предназначение.
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Сообщение Ольга Громыко Апрель 9th, 2005, 9:52 am

..пометки на полях...
Сюжет: веселая баечка.
Техническая сторона: стилистических огрехов не заметила, автор развлекается и развлекает читателя. Умный совет очень понравился :-) Травки - они да, хорошая штука... гомеопатия :-) Правда, что-то первым делом в голову цикута/белена лезет... :P
Публикабельность: вполне.
Ольга Громыко
 

Степка и ведьма

Сообщение Сергей Соболев Апрель 10th, 2005, 4:20 pm

Комментарий от Сергея Соболева

Как я понимаю, Автор быстренько наладил серийное производство,
что говорит о его недюжинном коммерческом чутье. Сравнительный
анализ текстов позволяет мне предположить, что сия вещица
является производным от выставленного - и уже отрецензированного -
"шутейного" сказа. Написано гладко,весело, озорно. Тем самым
подтверждены недюжинные сопособности Автора создавать
качественные образцы стилизаций под народный шуточный "фольк".
Свой уровень держите, и это уже само по себе неплохо 8)
Наверное, следовало все же полечить "лепестричеством"
предыдущего персонажа. А то, возникает такое впечатление,
он перебрался в ч. 2 и трансформировался в ведьму. Но, с другой
стороны, я вас понимаю: нечистая сила в самых разных ее проявлениях
является почти неизменным атрибутом русской народной сказки :wink:
Ладно, ведьма у вас особо не пакостит и даже подрядилась
для пользы общества изготовить в темпе некие психостимуляторы. Иными
словами, выгодно отличается от той же - к примеру - Бабы Яги 8)
Жду от вас заключительной, З-й части :)
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Сергей Соболев
Сергей Соболев
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Апрель 3rd, 2005, 2:20 pm

Сообщение Автор Апрель 10th, 2005, 8:13 pm

Сергей Соболев, вынуждена признаться, что сказ про Кузьму не мой.
Автор
 

Сообщение Автор Апрель 10th, 2005, 9:00 pm

Ольга Громыко, (шутя) разве можно темным селянам белену доверять?! (Скончается ведь парень от передозировки!) Вот листик гераньки я бы прописала... Только где им взять его? Они же селяне, а не мещане?
Сергей Соболев, я могу еще одну часть написать, но только нужно ли?
Автор
 

Сообщение Сергей Соболев Апрель 10th, 2005, 9:45 pm

Автор писал(а):Сергей Соболев, вынуждена признаться, что сказ про Кузьму не мой.

Ну что ж, и на старуху бывает проруха(это я о себе). Прокололся на сходстве
слога и отчасти схожих приемах. Точно - не вы (про Кузьму)? :wink:
Хорошо, хорошо, верю! А писать ли продолжение - это уже на ваше
усмотрение, уважаемый коллега 8)
С уважением,
Сергей Соболев
Сергей Соболев
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Апрель 3rd, 2005, 2:20 pm

Сообщение Автор Апрель 10th, 2005, 10:50 pm

[quote=" Прокололся на сходстве
слога и отчасти схожих приемах.[/quote]
Вот поэтому и стоит еще одну сказку написать! Иду работать.
С уважением, автор.
Автор
 

Сообщение Влад Силин Апрель 11th, 2005, 1:04 pm

Вторая сказка, стилизованная под «шутейный фольклор». Сразу скажу – стилизация выполнена хуже, чем в «Кузьме». Вы владеете языком, но желание стилизоваться вам сильно всё подпортило. «не слышит ничего, акромя мелодии» - это вот «акромя» с ходу режет слух. А знаете почему? Это «акромя» требует сказовой (не путать со сказочной!) интонации, а вы ей не владеете. «Возьмет он дудку, да и заиграет так, что иголки с сосен осыпаются и коровы не доятся». Это хорошо. Но отстранённо от читателя. Сказовая интонация погружает читателя в действие: «Дудку в руки – беда! Иголки с сосен, коровы – мычат, нет, не доятся». Не описание – погружение, понимаете?
Есть у вас и другие огрехи. «Давно на него зуб имели жители деревни той и окрестных сел» - длинно и мёртво. Шесть слов потратили: «жители деревни той и окрестных сел»! А надо – одно. «Калик перехожий, который в деревне проездом из Новосибирска был». «Который в деревне» - поганой метлой! Резать, чистить, ужимать. Фольклор ёмок и экономен, он никогда не позволит себе такой роскоши – шесть слов на понятие.
Характеры вы дали хорошо, это вам плюс. А вот развития никакого. Вспомните «По щучьему велению». Дурак – он ведь не просто дурак. Он мыслит нестандартно, а окружающие этого не понимают. Вот его нестандартность и принесла ему счастье, но это был – внимание! – выбор дурака. У вас же Стёпка ничего не решает. Всё его тянут за руки да пихают, вот он что-то и делает.
Сюжет у вас простенький. Покажи вы развитие героя – именно такой сюжет и играл бы (народные сказки на том и живут). Нет развития – хоть приключений тела в сказку понапихайте.
Влад Силин
 

Сообщение Фрези Апрель 12th, 2005, 4:42 pm

Читая Влада, я узнала больше о фольклоре, чем за предыдущие 25 лет. Влад, спасибо за мастер-класс!

Отличная байка, смешная. Спасибо Владу за урок на будущее, но я как читатель никаких тараканов не заметила, а просто наслаждалась.
Фрези
 

Сообщение Автор Апрель 12th, 2005, 11:15 pm

Пытаясь оставаться современным человеком, я равнялась на Бажова и Лескова. Сказ про Кузьму хорош да пригож, на мою сказку вотще не похож!
С уважением, Автор!
Автор
 

Сообщение Птица Апрель 12th, 2005, 11:59 pm

Сказовая интонация погружает читателя в действие: «Дудку в руки – беда! Иголки с сосен, коровы – мычат, нет, не доятся». Не описание – погружение, понимаете?

Погружение, говорите, но не такого резкого! У Автора, я считаю, погружение удалось лучше. А вашему погружению плавности не хватает.

Есть у вас и другие огрехи. «Давно на него зуб имели жители деревни той и окрестных сел» - длинно и мёртво.

Почему мертво? Автор дает понять читателю на какое расстояние музыка была слышна.

У вас же Стёпка ничего не решает. Всё его тянут за руки да пихают, вот он что-то и делает.

А это нестандартный подход такой у Автора!
Аватара пользователя
Птица
 
Сообщения: 517
Зарегистрирован: Ноябрь 23rd, 2004, 4:26 pm

Сообщение Птица Апрель 13th, 2005, 12:07 am

Влад Силин, извините за резкость.
СОВА под старым ником.
Аватара пользователя
Птица
 
Сообщения: 517
Зарегистрирован: Ноябрь 23rd, 2004, 4:26 pm

Сообщение Автор Апрель 13th, 2005, 7:58 am

Сова, спасибо за поддержку. Сама попытаюсь разобраться.
Автор
 

Сообщение Автор Апрель 13th, 2005, 8:16 pm

Уважаемые критики, пожалуйста, не повторяйте своих ошибок по отношению к другим авторам! Нелегко, неприятно и обидно, когда твою сказку сравнивают с другой, ведь результаты конкурса еще не объявлены.
Влад Силин, , я уточнить хочу: неужели было бы интересно читать, переделай я текст примерно таким образом?

Горько жилося Степке музыканту на свете. Хвать он дудку - и соснам муторно - хвою скидоват, скот не доится, ревет, как недорезанный, бабы – голосить, волки – выть. А музыкант грает, зенки обувши, и не чует ничёго, акромя мелодии своей утробной - глух был, аки пробка.
Давно на нёго зуб точили сяляне. Сберутся, бывало, на сходку, и давай кости музыкантовы перемывати: такой, мол, сякой, никудышный. Выговорются, выматярются, да щи хлябать.

Сегодня покопалась в сказках и нашла одну:
«Жил как-то на свете музыкант. Начал он играть с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают» ….
Далее практически вся сказка о том, как действовала музыка на людей и природу. В самом конце попадает музыкант в ад на игрище. И «ударил смычком по струнам – и все в аду разлетелось, а черти с ведьмами разбежались кто куда».
Музыкант мало говорит и думает в этой сказке.
(Белорусская народная сказка «Музыкант чародей»)
Понимаете, я тоже хотела показать силу музыки, воздействие на окружающую среду… Степка - он как бы не от мира сего. Вернитесь в жизненные реалии и спросите себя: как в нашем обществе относятся к людям с физическими недостатками? Да многие закрывают на них глаза! Я же в сказке призываю к добру! Все, о чем я написала, сказка, конечно, но мне хотелось доказать, что все люди для чего-то рождаются! Да, Стёпку направляют, берегут сначала, сами не зная зачем…
Без такого музыканта не одолели бы они Тамара и не разбогатели!
Только не считайте это оправданием с моей стороны! Ни в коем случае!
Теперь постараюсь ответить менее эмоционально.
Спасибо Вам, Влад Силин, за рецензию, но Вы в ней учите не сказки, а сказы писать. Сказали бы просто: уберите «акромя», как посоветовали «который» убрать… Надеюсь, что Ваш мастер-класс пойдет на пользу форумчанам. Мне же, детектив нужно дописывать…
СПАСИБО ЗА ВРЕМЯ, ПОТРАЧЕННОЕ НА МОИ СКАЗКИ.
С уважением, Автор.
Автор
 

Сообщение Наташа Апрель 13th, 2005, 10:07 pm

Как читатель, скажу, что сказка очень понравилась. Замечания Влада Силина тоже приму к сведению на будущее :) Но всё-таки мне кажется, что современная сказка, написанная в хорошем фольклорном стиле будет смотреться искуственно. В данном случае, как мне показалось, автор хотел попробовать язык, смешать стили, не претендуя на настоящую сказку. Ведь, если так взять, то ни одну сказку на этом конкурсе я бы не назвала классической сказкой. Никто и не пытается этого сделать (кроме, пожалуй, "Принца Людвига", которого тут же обвинили в неоригинальности). И это-то мне и нравится :)
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm


Вернуться в "Не жизнь, а сказка!"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron