Трещина

Ежегодный конкурс на лучшего писателя форума "ЭКСМО"

Трещина

Сообщение Venetzia! Февраль 12th, 2005, 1:10 am

ТРЕЩИНА

Я мчалась на новеньком «Форде» по широкой главной трассе, соединяющей два крупных центра.
Места были мне знакомы. Теперь я знаю, здесь прошли лучшие годы моей жизни, не всегда наполненные радостными событиями, но, тем не менее, меня влекло в эти края. Несколькими часами раньше я спокойно согласилась со своей подругой, с которой жила по соседству в военном городке, что не стоит сворачивать в забытый и расформированный гарнизон. Предупредила меня Надежда, что все здесь теперь по-другому. Но я не смогла и, повинуясь тоске по этим местам, свернула возле погнутого предостерегающего дорожного знака «кирпич». Не взирая на былые ограничения, я свернула на выщербленную бетонку и покатила, на приличной скорости, изредка подпрыгивая на стыках разбитых плит.
Местные жители прозвали эту дорогу аппендицитом, хотя она и не была ненужным отростком, я являлась связующим звеном с цивилизованной жизнью. По ней в гарнизон завозили продукты питания, почту, топливо и по ней же, в выходные дни после получения зарплаты отправлялся караван «шестерок», «пятерок», стареньких «копеек» в направлении райцентра за продуктами. «Ауди» и «джипы» выезжали намного дней раньше, их владельцы вовремя получали офицерское, а иногда и прапорщицкое жалованье.
В моих воспоминаниях по этой дороге шли люди с ведрами крупнейшей клюквы, такой крупной, что могло показаться, что в ведрах не кислая лесная ягода, а вкусная садовая вишня. Чуть поодаль несли на продажу бруснику и красивые, крепкие боровички. Все эти лесные дары предназначались для продажи. Стоять продавцам приходилось долго, с мольбой и надеждой глядя на проезжавший по главной трассе транспорт. Конкуренция была велика. Иногда грибы под воздействием солнечного света, пускали сок и превращались в мало пригодную для продажи коричневую массу. Поэтому подберезовики, выросшие в болотистых местах продавали только «новички».
Я подъехала, к голубому зданию командно-пропускного пункта. Полустертые желтые по красному буквы гласили: «Стой! Предъяви пропуск». В «той» жизни раздвижные ворота украшал огромный амбарный замок, покрытый таким слоем коррозии, что его уже ни кто не запирал, а просто просовывали в петли. Дежурным маетно было каждый раз, скоро проверив пропуск, выданный на каждое зарегистрированное транспортное средство, исключая велосипеды, суетно доставать из кармана ключ и прилагая физическую силу отпирать ржавый замок. Теперь ворота, отслужив людям, валялись погнутые в стороне. Я остановилась, вошла в пропахшее сыростью и продуваемое всеми ветрами здание КПП. Ветер гудел сквозняком, перекатывал мятые старые газеты…. Осколки стекла хрустели под ногами.…
А когда-то, в той далекой жизни, здесь было уютно. Как сейчас помню: вон у той стены стоял широкий длинный стол с телефоном. Вон в том углу работал денно и нощно телевизор.
Грустно. Я с печалью посмотрела на оставшуюся висеть на стене документацию, вышла, завела машину и покатила дальше в сам гарнизон.
Дорога была пустынна. А в «том» времени на ней кипела жизнь: шли на работу хмурые люди, прихрамывая, иногда тащился в санчасть очередной боец, весело щебеча спешили на обед штабные дамочки, дети катались на велосипедах, молодые мамы выгуливали своих чад…
Остановившись возле старой почты, я открыла дверцу, закурила. Было и страшно и любопытно выйти из салона. Как будто бы меня здесь что-то ждало, что-то забытое, оставленное, но такое нужное, торопило и звало пройти по до боли знакомым улочкам.
Сквозь потрескавшийся асфальт в некоторых местах пробивалась мелкая травка. Бордюрчики, ежегодно белившиеся по субботникам, и перед приездом важных персон и комиссий приобрели серый мрачный первоначальный вид.
Липы. Как они выросли за эти годы. А вон ту березку посалил мой муж. Я провела ладонью по бело-черному гладкому стану красавицы и пошла дальше. В некоторых не выбитых стеклах домов радугой играло солнце. Вот и окна моей квартиры. И надо же! С любовью и мечтой о налаженном быте, мной поклеенные обои - целы!
Магазин. Зайти? Вошла и тут же, несмотря на стертые краски, оживились воспоминания, перед глазами появилась небольшая очередь. Вот противная Чижова перенюхала масло, три сорта колбасы, купив один только кирпичик хлеба и булку, недовольно скривившись, отходит от очереди. Подходит черед запасаться продуктами моей соседке. Надюшка, не нюхая и не капризничая, покупает и хлеб, и масло, и любимый сорт колбасного изделия.
Улыбаясь воспоминаниям, я свернула в некогда уютный дворик. Сюда я приходила посидеть на затененной кленами лавочке, пока мой сын ковырялся в песочнице с другими детьми. Компания у нас была небольшая, состояла из неработающих мам. Многие не находили общего языка друг с другом, многие любили позлословить или похвастаться денежным переводом, обсудить способности детей и наряды родительниц, иногда косметику или телевизионные сериалы. Я редко вступала в диалоги, старалась быть неприметной, так как ни сериалы, ни чужие подруги меня не интересовали, на лишние наряды просто не хватало денег, а детские способности тоже обсуждать не решалась, зная, что грех говорить про нормального ребенка, что он неспособен, если его родители стали прикладываться к бутылке. Способности, как правило, имеют свойство, раскрываться постепенно.
Часто к молодой компании примыкала бабушка Дуся. Пыхтя, она усаживалась на широкую лавочку и тихо, вывязывала очередной узорчик для внучкиной кофточки. В разговоры наши не вмешивалась, оживлялась лишь, когда речь заходила об очередной серии душещипательной мыльной оперы. Оставаясь со мной наедине, бабушка Дуся жаловалась на свои больные ноги, худую печень и барахлящее сердце. Интересно, где она теперь, жива ли?
А вон на той лавочке у подъезда, любил по праздникам наяривать на гармони похабные частушки муж нашей бабушки Дуси, дед Максим. Вокруг него всегда образовывалась толпа из женщин среднего возраста. Шутки, подколки.… Заканчивался «выход» деда на публику массовой пляской и пением с проходом по главной улице:
Первым делом, первым делом самолеты,
Ну, а девушки, а девушки потом…
Ветер подбросил вверх ворох сухой осенней листвы. Желто-красные листики, кружась и перешептываясь: «Жива, жива, жива» (мне так показалось), легли на асфальтовую дорожку.
Где-то здесь был спуск к речке. Отыскав в кустах песчаную дорожку, я спустилась к нашему месту, где мы любили отмечать с шашлыками майские праздники. Горький дым костра, звонкий детский смех, визг моей подружки, бегающая по кругу такса Чарли – как это было давно.
Речка. Ничего не изменилось, все, как и прежде. Те же берега заросшие аиром, низко накрененный над водой дуб, на котором я любила читать под плеск воды.… Может, залезть, рискнуть? Нет, не буду, все равно ощущения будут не те… «То» не вернуть! Оно кануло в такую же воду, что журчит и переливается сейчас под солнечными лучами. Нет, надо уходить, иначе заплачу.
Я поднялась по той же песчаной дорожке, прошлась, вороша ногами, опавшие листья под звук теребящейся ветром жести по главной улице, и решилась таки посетить аэродром.
Возле ангара ТЭЧ. «поселилась» куча хлама: покрытое толстым слоем коррозии железо, провода, основание старых плат и разбитых блоков, куски резины и самолетной обшивки.
Осторожно переступая, я отворила скрипучую дверь. Когда-то здесь кипела работа. Возле очередного, поставленного на регламент самолета, сновали туда-сюда техники и женщины в спецовках.
Мы, неработающие, завидовали занятому делом малочисленному женскому составу ТЭЧ. Найти достойную образования работу было трудно и многие были согласны на любую должность, лишь бы не сидеть при кастрюльках и частой стирке «от нечего делать» дома, отлеживая бока перед телевизором, принимавшем всего два канала.
Испуганная моим появлением дикая голубка, заметалась под сводом высокого потолка. Откуда-то сверху упало стекло и разбилось с таким звуком, будто лист жести упал... Очевидно, обезумевшая птица ударилась клювом в маленькое окошко расположенное высоко на стене. Шорох ее крыльев разнесся неприятным звуком в гулком пустом строении. Стало напряженно страшно, и я вышла наружу.
Каждое утро я провожала на работу в ТЭЧ своего мужа, а вечером встречала его с сыном в коляске, потом на велосипеде, потом за руку, а потом одна – сын вырос, и мама ему стала не нужна.
На взлетной полосе хозяйничал ветер. Помню морозным утром, я оказалась как-то на аэродроме. Голубые прожектора в легком утреннем тумане, чинность и степенность летчиков, спешка и нервозность технического состава, гул двигателей – это надо увидеть, описать предполетную подготовку невозможно!
А ночные полеты! Сколько живу, но другого по красоте и силе эмоций зрелища я не видела. Ревя турбинами, прет по полосе, рассекая воздух, сверкая огнями машина.… Оторвалась.… Взлетела.… И вот она маленькой удаляющейся светящейся звездочкой плывет по ночному небу…Я, в такие минуты была горда за своего мужа, за его профессию.
Мы ненавидели это место, ненавидели друг друга. Все казалось обыденно-мерзким: люди неприятные, зависть, злоба, ложь и лицемерие. Лицемерие… Оно раздражало меня больше всего, именно с ним у меня не получалось идти рука об руку и оно мстило, пытаясь уничтожить во мне живую приветливую натуру. Его родная тетка зависть пыталась подточить, образно говоря, мой фундамент – доброту и я тоже не поддавалась ей и упрямилась, как могла.
Да, жили мы в этих местах, порой, не замечая многого: ни красот природы, ни поэтики ночных полетов. Любили и ненавидели, томились в ожидании чего-то лучшего и монотонно переходили из одного серого будня в другой такой же ни чем не примечательный. А ведь были моменты, окрашенные светлыми событиями, встречами, маленькими и большими радостями! Но мы смешивали все ощущения и впечатления, не видя и не замечая главного, называя все пыльным словом «быт».
Мне пора.
Через несколько часов я встречусь со своими самыми любимыми мужчинами – мужем и сыном. Хорошо, что они не поехали со мной. Пускай в их памяти оживает время от времени светом и красками красивый военный городок на берегу извилистой речушки Шлейки. А моя память никогда не впустит в себя посторонних, не раскроет тайну, мою тайну. Не хочу, чтобы и по их жизни зигзагом прошла кривая черная полоса, разделяющая прошлое на «до» и «после».
Отъезжая, я вспомнила про одинокую птицу на аэродроме. Интересно, как там она?
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Сообщение Атос Февраль 12th, 2005, 1:40 am

Миленький и простенький сентиментальный рассказик-воспоминание. Очень
симпатичный. Мне показалось, что автор совсем начинающий, но у него уже
что-то получается. Может передавать чувства, рассказывать об эпизодах...
Конечно, все очень сырое, масса ошибок. Начал было выписывать, потом бросил.
Не в ошибках дело. Хотя они имеют значение и разные по составу.
Грамматические, орфографические и т.д. Например,
"... свернула возле погнутого предостерегающего дорожного
знака «кирпич»." - Кирпич не предостерегающий, а ЗАПРЕЩАЮЩИЙ знак!
И т.д.
Хочется пожелать автору успехов и трудолюбия.
Мушкетёр
Атос
 
Сообщения: 515
Зарегистрирован: Июль 30th, 2004, 3:31 am
Откуда: Белгород

Сообщение Автор Февраль 12th, 2005, 2:43 am

Да, посредственность я, что уж там говорить... И прав у меня нет, поэтому в знаках не разбираюсь. Взялась, как говориться, не за свое, с мыслью: "А вдруг получиться чужой характер?" Именно таких людей, как моя героиня в жизни я боюсь обидеть, и как бы сторонюсь. В них мало жизни и внешних эмоций, одни слезы, но представила, влезла в чужую душу. И вот что получилось.
Автор
 

Сообщение Атос Февраль 12th, 2005, 2:51 am

Да не прибедняйтесь Вы, автор! Все нормально. С чего-то надо начинать. А я Вас и не ругал вовсе. И ошибки у многих тут есть.
Вы не посредственность совсем, никто этого не говорил. Наоборот, я написал, что Ваш рассказик "...очень симпатичный".
Ну что Вы, в самом деле?
Я думаю, если Вам интересно писать, задатки у Вас есть, работайте, пишите, все придет!
Всего наилучшего и успехов!
Мушкетёр
Атос
 
Сообщения: 515
Зарегистрирован: Июль 30th, 2004, 3:31 am
Откуда: Белгород

Сообщение Иманка Февраль 12th, 2005, 3:34 pm

Очень ранимое произведение. Воспоминания всегда ранимы. Не могу сказать, что читала с большим удовольствием, показалось скучновато. Не нашла для себя и ответа на вопрос, зачем женщина приехала туда, как и не смогла понять названия рассказа. Я представила себе, как еду по дороге, зачем-то сворачиваю к военному городку, где когда-то жила, хожу по пустынным улочкам и зданиям. Но вот изюминки не нашла. Походила и ушла. Аллегория с одинокой птицей? Но женщина не одна, она спешит к мужу и повзрослевшему сыну. Наверное, я бы сказала, что сюжета не вижу, нет ни завязки, ни развития, ни динамики, ни интриги. Просто зачем-то приехала, потопталась и уехала. Короче, не поняла я смысла и потаенных глубин.
Теперь о языке текста. Он местами очень корявый, сырой. Хочется прополоть сорнячки и покрошить гусеничек. Но это так, к слову. Если автору нужен подробный анализ, то я его сделаю, причешу текст. А почтенную публику утомлять разбором не буду. Очень много работы (в смысле с рассказом надо еще работать).
Иманка
 

Сообщение Птица Февраль 12th, 2005, 10:11 pm

Я словами Элочки отвечу: "Мрак".
Действительно, какого рожна она поперлась в опустевшие строения. Еще так спокойно ходит, вынюхивает. Когда к речке спустилась, я думала найдет чего в кустах - забытый мангал или еще чего.
Читала "на дубе том", под плеск воды! Но ведь это же отвлекает. Неужели ни разу не нырнула с "дуба того" зачитавшись. Нет, не интересно! Вот если бы рояль в кустах обнаружила, с дуба упала, одинокого волка встретила (хотя нет - волки ночью выходят) или снежного человека.... А то так просто все.
Аватара пользователя
Птица
 
Сообщения: 517
Зарегистрирован: Ноябрь 23rd, 2004, 4:26 pm

Сообщение Автор Февраль 12th, 2005, 10:29 pm

АТОС, спасибо - успокоили, хотя сомнения у меня сей счет всегда были и будут.
ИМАНКА, значит, все таки получилось нагнать тоски и грусти? Дело в том, что я в жизни очень смешливая.
Автор
 

Сообщение Нора Февраль 14th, 2005, 7:27 pm

Классический рассказ. Сентиментальный. Стиль хороший. Неплохо показана глубина чувств. Но произведение безликое, нет искры, которая бы зажгла что-то внутри у читателя. Но автор талантлив, впереди у него, несомненно, есть будующее! Удачи!

С уважением, Нора.
Я последний поэт деревни. Предпоследний скончался в пьянке. Из к/ф "Мы поженимся" ;)
Аватара пользователя
Нора
 
Сообщения: 979
Зарегистрирован: Август 16th, 2004, 2:57 am
Откуда: Оттуда

Сообщение Фрези Февраль 15th, 2005, 8:58 pm

Мне понравилось! Такая ностальгия нахлынула... я очень понимаю автора, поэтому я -- благодарный читатель. Я получила огромное, физическое удовольствие от рассказа. Если анализировать мозгами -- да, над стилистикой надо работать (а кому не надо?), расстановка запятых мне иногда причиняла боль... :-), но Вам действительно удалось "влезть в душу" -- если не героине, то мне точно!

Я обычно копаюсь в сюжете, придираюсь, а тут тот случай, когда мне не нужно было ни изобретательного сюжета, ни проработанного стиля, ничего. Главное, на душе все было ясно и хорошо. Спасибо!
Фрези
 

Сообщение Автор Февраль 15th, 2005, 10:06 pm

Спасибо, Вы даже сами не представляете, как успокоили меня. Вчера весь вечер думала, почему душа не лежит к этому рассказу, вроде "дитя" родное. Читала Раневскую (я такие вещи медленно читаю, иногда откладываю и вновь читаю под настроение) и нашла такие строчки: "Хотелось сделать что-то значительное, человечное, а вышла чепуха, хотя успех некоторый есть". И я подумала, что это про меня.
Автор
 

Сообщение Фрези Февраль 16th, 2005, 1:14 am

Читала Раневскую (я такие вещи медленно читаю, иногда откладываю и вновь читаю под настроение) и нашла такие строчки: "Хотелось сделать что-то значительное, человечное, а вышла чепуха, хотя успех некоторый есть".

Как точно! Это гениальная-то Раневская! Вот это, по-моему, чувствует каждый талантливый человек... он планку для себя поднимает гораздо выше, чем другие, потому что чувствует, что может гораздо больше... и очень огорчается, когда до нее не допрыгивает. :-)
Фрези
 

Сообщение Прохорова Февраль 16th, 2005, 9:53 am

Автор, а если бы Вы свою тоску оттенили парой предложений в том смысле, что воспоминания нахлынули на Вас в момент, когда Вы , к примеру, в новой стране жительства, неслись в лакированной кабинке лифта наверх небоскрёба, настроение как бы оказалось бы более подчеркнутым и появилась бы небольшая интрига? Как Вы думаете?
Прохорова
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Август 29th, 2004, 10:06 pm

Сообщение Фрези Февраль 16th, 2005, 11:30 am

А по-моему, тогда было бы слишком лобово. Но вот что Автор намекнула в конце на тайну... вот это стоило как-то развить. Если Вы будете дорабатывать этот рассказ (а дорабатывать, по-моему, очень стоит!), вот над каким-то развитием этой тайны стоило бы подумать. Может, раскидать по тексту кирпичики-факты, чтобы потом в конце читатель смог собрать их в эту самую тайну и сказать: "Ага!".

Меня этот рассказ очень задел, очень на душу лег. Спасибо!
Фрези
 

Сообщение Автор Февраль 16th, 2005, 11:29 pm

Попробую. А может сделать так, что кроме мужа у нее кто-то был, такой любимый и недоступный?.. И кладбище старое с покосившимися крестами "нарисовать", где похоронен этот человек. Вот в конце она на кладбище-то и появится. Не аморально?
Автор
 

Сообщение Автор Февраль 17th, 2005, 12:38 am

О! А если он был холост, любил и надеялся, она его только жалела, а иногда он ее раздражал. Потом она с мужем переехала в другое место, а этот товарищ, который ее нежно любил, погиб - разбился на самолете. И вот в конце... тогда кладбище. Ну, и на аэродроме можно вложить в ее уста примерно такое: " Он любил небо, но оно его нет. Он любил ее, но она была счастлива с другим". Так легко об этом пишу, с ума сойти, какая я циничная стала!
Автор
 

Сообщение Фрези Февраль 17th, 2005, 12:40 am

В контексте военного городка -- по-моему, очень совпало бы с общей тональностью произведения. Похоронила мужа -- и уехала из городка... Новый муж, может, еще и "новый русский" ("Форд"-то новенький), новая, сытая жизнь -- а такой слой прошлого ушел безвозвратно... Тогда кладбище не с крестами, а с этими... красными звездами или что там военным ставят. Но тогда есть другая опасность -- может получиться сентиментальная агитка. Если удастся этого избежать и сохранить сдержанно-ностальгическую интонацию, как сейчас, то, по-моему, может хорошо получиться.
Фрези
 

Сообщение Автор Февраль 17th, 2005, 1:05 am

Боюсь, что перекличка с "Другой жизнью" Трифонова будет.
Автор
 

Сообщение Синет Н. Февраль 18th, 2005, 11:32 am

Мне это все слишком близко. Я имею ввиду описанное. Но все-таки не интересно. У вас получилось нечто сентиментальное, размышлительное и, к сожалению, пустое. В жанр рассказа такая история не укладывается. Не знаю, может быть очерк ближе всего. Вот, извините.
Синет Н.
 

Сообщение Автор Февраль 19th, 2005, 9:07 pm

А если такой конец:
"Может это чья-то неспокойная душа, ведь птицы не бывают одиноки? Душа моего Ванечки, такого милого, но… нет, не любила. Жалела? Да! Помню голубые глаза его цвета неба. Такие печальные и огромные, прощальный шепот, полный горя и надежды: «Буду ждать». Но нет теперь Ванечки. Вскоре после нашего отъезда разбился он, отводя горящий самолет от небольшого города, где кипела жизнь.
Я не любила Ванечку, как и этот гарнизон, издевалась, смеялась над мягким его характером. Так стыдно, так больно…
Жди меня Ванечка и прости…
Мой шанс жить заключен в смысл ничтожно малой цифры, так сказал сегодня молодой врач.
Лицо у врача каменное, а сочувствие к нему как будто прилагалось. Да, как у меня когда-то… Прости меня, Ванечка."
Автор
 

Сообщение Фрези Февраль 19th, 2005, 9:44 pm

Хорошо! но тогда надо этого Ванечку слегка предвосхитить. Коснуться в рассказе вскользь самолетов, несчастных случаев... без нажима, тонко.
Фрези
 

Сообщение Синет Н. Февраль 23rd, 2005, 2:14 pm

Да, правильное направление. Полносмтью согласен в Фрези.
Синет Н.
 

Сообщение Прохорова Февраль 23rd, 2005, 2:27 pm

А мне кажется слишком натянуто и негуманно : из-за затруднений в оформлении концовки отправить на тот свет практически двух человек одним абзацем. :evil: Хорошо, что Вы писатель, а не судья :?
Прохорова
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Август 29th, 2004, 10:06 pm

Сообщение Автор Февраль 23rd, 2005, 9:37 pm

Так убиваю не в первый раз! Привыкла. "Сколько я зарезал, сколько загубил," - вдруг вспомнила сейчас из фильма. Дело в том, что параллельно этому рассказу писала и пишу детектив. Оттуда и смертью пахнет, я так думаю. Поняла, что настроение чего-то в рассказе присутствует, а самого чего-то не видно. Это как йогурт с искуственным ароматом.
Такие рассказы стали для меня отдушиной, наверное, совесть мучает за своих жертв.
Сейчас читаю Толстую. Больше двух рассказов в день прочесть не могу. Понимаете, рыдать хочется, вгрызаясь зубами в мягкое тело подушки. А мое - так, детский лепет.
Автор
 


Вернуться в "Золотое Перо-2005"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3