Прочитал книгу Замятина «МЫ».
Все, что я знал об этой книге то того, как её прочитал, так это то, что эта самая первая, и самая знаменитая антиутопия. По информации всезнающего Интернета, на эту книгу ориентировались такие гиганты как Олдас Хаксли (роман «О дивный мир» 1932), и Джордж Оруэлл (роман «1984» 1949). Даже Курт Воннегут, и сам Набоков были под влиянием этой книги.
То есть, как вы понимаете, книга именитая, маститая, и очень влиятельная.
В молодые годы я как-то до неё не мог дотянуться. То есть в годы моего активного книгочтения, а это времена СССР, её тупо не было в наличии. Когда книга стала более или менее доступна я не очень смело тянул к ней свои руки, боясь обжечься тем величием и той маститостью, которая от неё исходила, если судить по информации, которая в то время уже была доступна.
И все же, в силу определенных обстоятельств которые я не хотел бы раскрывать, мне пришлось прочесть эту книгу.
Ну, а теперь собственно то самое мнение об этой книге. Естественно после прочтения.
И так.
Сказать, что меня книга поразила до кончиков чего-то там, пусть костей, пусть мозгов, или нервов, так это ничего не сказать. Сказать, что я был поражен каким-либо проведением автора, это тоже ничего не скажет об этой книге. Сказать, что я чего-то там еще от этой книги, честно, тоже сказать не могу.
Что я точно могу сказать так это то, что я был удивлен, до невообразимых мер, содержанием этой книги.
Но начну все же по порядку.
История, которую нам рассказывает гениальный математик Д-503, и по совместительству строитель космического корабля «Интеграл», начинается неоткуда. Да, да, именно неоткуда. Просто и без объяснений, откуда ноги растут, на читателя сразу же вываливается поток сознания, в котором, на первых парах, очень трудно что-либо понять. Да и на вторых порах разобрать, о чем собственно идет речь, довольно трудно.
Описания мира отсутствует. Все что мы знаем о мире, в котором существует математик, его девушка О-90, и некая мадам I-330, так это то, что другие люди, если как-то и упоминаются, проходят безликими тенями, никак не реагируя на присутствие читателя и, скорее всего, не подчиняясь воле писателя. Как и то, что некая территория окружена Зеленой стеной, что дома в этом городе из зеленого стекла, что космический корабль «Интеграл» тоже стоиться из зеленого стекла. Другого строительного материала видимо не было. Что люди вместо имен и фамилий имеют нумера. Не номера, а именно нумера. Почему именно нумера, а не номера, автор не объясняет. И что всему этому предшествовала большая война. Скорее всего не просто большая, а даже огромная война. Двести лет воевали.
В обществе семейные традиции в виде традиционной семьи, в которой присутствует муж, он же отец, жена, она же мать, и дети, они же потомки, отсутствуют. Из повествования видно, что в обществе популярна свободная любовь. То есть каждый мужчина или женщина может записаться на час любви к любому желающему.
Откуда берутся жители, то есть следующие поколения, понять невозможно. Все же, как ни крути, а все когда-нибудь умрут. Значить, для того чтобы на земле кто-то существовал, люди должны размножаться. Как это делается в Едином Государстве непонятно.
Вот собственно и все что мы знаем о мире, в котором живет наш герой.
И еще один замечательный момент, который меня очень поразил.
Дома в этом мире из зеленого стекла. Как я понял, многоэтажные дома. Когда к жильцу приходит партнер, который записался на него (час любви), они получают разрешение опустить шторы. То есть квартира просматривается двадцать четыре часа в сутки, за исключением часа любви.
Шторы это конечно хорошо. Но пол-то тоже из зеленого стекла. Потому что нигде ничего не говорится об обратном. И как я понял из прочитанного, ковры там, или ковровые дорожки, на крайний случай половики, полностью отсутствуют. К слову, какая у них мебель, и есть ли она вообще, автор об этом даже не заикается.
В самом начале упоминается двухсотлетняя война. Что за война, кто с кем воевал, за что, и почему, об этом в книге ни слова. Но мне кажется, за двести лет можно было убить все население земли. Всех, абсолютно.
Как-то мельком, почти походя, доноситься информация, что существуют некие люди, которые недовольны существующим порядком. Информация об этих «революционерах» или как там их еще, дается нам через мадам под номером I-330. Упоминается какой-то Государственный музей под названием «Древний дом» где можно выкурить сигарету, или выпить бокал вина. В официально существующем мире, Едином Государстве, данные продукты запрещены.
Но как можно употребить данные продукты в Государственном музее это вообще непонятно?
Так же мельком упоминается и о «Бюро Хранителей». Наверное, это местная милиция.
К финалу книги назревает что-то типа восстания. Но тут главного героя вызвал сам Благодетель. Я так понимаю это что-то вроде царя. Что за фигура этот Благодетель об этом автор не говорит не слова. Главному герою предлагают на выбор промывание мозгов или казнь через Колокол, в котором откачивают воздух и казненный задыхается.
Герой выбрал промывание мозгов.
На этом, собственно, книга и заканчивается.
Ну что сказать?
Я очень сильно удивлен. Удивлен сюжетом, даже не так, удивлен отсутствием сюжета. Потому что тот поток сознания, который льется на читателя из книги очень трудно, только с большой натяжкой, можно назвать связным сюжетом.
Автор избрал метод подачи материала в виде конспекта, который пишет главный герой. И вроде формат конспекта не подразумевает описание существующего социального строя, описание существующего мира, детализации аспектов личной и общественной жизни, но мне кажется, все же можно было придумать ход, в реализации которого можно было восполнить все недостающие пробелы и убрать возникающие у читателя вопросы. А вопросы иногда возникали ну просто чудовищные.
Я конечно не Олдас Хаксли, и уж конечно не Джордж Оруэлл. Да и до Курта Воннегута мне очень далеко, не говоря уже о Набокове. Но я не восторге от прочитанного. Либо я что-то не понимаю, в чем смело могу признаться, или все же книга несколько сумбурна и малопонятна. Ну, я так думаю. А я в этом мире тоже вроде не погулять вышел. Либо эта книга…. Даже не могу подобрать слова….
Зато рассказы, которые были в том сборнике, а я читал роман в сборнике, мне понравились.
Рассказы написаны в полном соответствии жанра. То есть там есть завязка, интрига, и финал. Рассказы у автора это полностью законченные истории. Как и положено любому письменному произведению. Будь то сказ, рассказ, повесть или роман. Но, читая рассказы нужно обязательно помнить о том, что автор писал их в начале двадцатого века, учитывая, какая была на тот момент социальная жизнь, и технический прогресс.
Как вывод из всего сказанного — роман «Мы» не произвел на меня того впечатления, которого я от него ждал. Полное разочарование и недоумение. После прочтения так и вертится на языке — «А что это сейчас было?»
Вот такая история, брат.
P.S.
Если прочитать информацию во всезнающем Интернете, на Википедии (какой дебил придумал это название?) то можно почерпнуть гораздо больше информации о содержании книги. Правда, изучив эту информацию сразу же после прочтения книги, я удивился еще больше, чем от прочтения самой книги. Половина того, что написано в Википедии в самой книге не говорится ни слова.
В книге присутствует поток сознания, намеки, полунамеки, экивоки, туманные подозрения. Ясная чистая подача материала, именно так как написано в Википедии в книге отсутствует от слова «совсем».
И напоследок — несмотря на свободную любовь, которую описывает автор в своей книге, тема сисек не раскрыта.