Страница 1 из 2

Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 22nd, 2009, 2:44 am
просто мария
Призрачные Ночные Танцовщицы

- Это потрясающе! – Жюль ураганом ворвался в залу.
Несколько минут он выделывал разные балетные пируэты под удивлённым взглядом жены, кружился с тяжёлым толстым пакетом в руках, как когда-то она с куклой…


- Мама! Мама! Смотрите, как моя Роза чудесно танцует! – Маленькая Адель буквально влетела в залу и закружилась с куклой, поднимая её то выше, то ниже, подпрыгивая вместе с ней или подкидывая игрушку в воздух.
Одновременно с этим девочка напевала приятным нежным голоском какую-то мелодию, явно импровизируя на ходу.

- Aдель! – окликнула Мария ничего не замечающую вокруг дочку. – Адель! Поздоровайся с дядей! Ты забыла, что входя в помещение, где есть люди, надо поздороваться?
- Ах, мама! – Адель с лёгкой досадой прервала любимое занятие – танец – и подбежала ко взрослым.
- У твоей дочери со временем разовьётся чудесное сопрано! – глядя на ребёнка и посмеиваясь, констатировал среднего возраста мужчина, находящийся у них в гостях. – Несомненно, она станет певицей!
Синьора Бочетти улыбнулась его словам: старшая Эрнеста уже брала уроки у своего дяди - опытного педагога - и радовала семью великолепным контральто.
- Дядя! – девочка чмокнула его в щёку с уже наметившимися морщинками и подставила свою для ответного поцелуя. – Когда мы поедем в Академию? Ты же обещал, что отвезешь меня туда!
- Бамбино, не приставайте к дяде! – строго сказала Мария, улыбаясь глазами: на дочь невозможно было сердиться всерьёз.
- Ну, мама, вы же обещали – когда мне исполнится семь лет, вы отправите меня учиться в Ла Скала! – девочка переводила хитрые глазёнки с матери на дядю и вновь на неё.

Бочетти посмотрела на брата.
- Раз синьорина настаивает, значит пора! – решительно объявил тот.
- Когда? – устремила Адель на него горящие от нетерпения глаза.
- На следующей же неделе я отвезу вас! – пообещал он.
- Ну... как долго... – разочарованно протянул ребёнок.
Но тут за девочкой пришла няня – пора было ужинать и ложиться спать.

Спустя несколько дней, как дядя и обещал, они отправились в Академию. Прослушивание быстро закончилось, девочка чистенько исполнила две любимые песенки, и голосок всем понравился, однако ребёнок закапризничал и объявил, что петь не желает: она будет великой балериной – и всё тут!
- Я хочу танцевать! – чуть не плача, убеждала она мать.
- Детка, но у тебя такой красивый голос! – настаивала Мария.
Но переубедить дочку не удалось: она уверяла, что когда слышит музыку, ей непременно нужно танцевать, а петь она уже и так умеет.
- Что ж, - вздохнула синьора и уступила.

Семилетнюю Адель зачислили в Академию Ла Скала в класс кордебалета. Теперь, годы спустя, она может с уверенностью сказать: да, это её призвание - непрерывная смена движений тела, передающая образы и эмоции музыкальных отрывков и композиций.
Затем в её жизни появился Жюль…



Адель была взбудоражена: после вчерашнего её выхода в `Ипермнестра`, в самом конце спектакля к ней подошёл мужчина, лет на десять старше её:
-Жюль Перро, - представился он, - хореограф и танцовщик. Сочту за честь предложить себя в роли вашего наставника.
Адель сразу же согласилась: она много слышала про его поразительную легкость и воздушность исполнителя и мастерскую постановку романтичных литературных сюжетов. Отнюдь не красавец, тем не менее он пользовался успехом у публики как одно из редких исключений - танцовщик-мужчина: ведь романтический балет - стихия женщин.

Голова кружилась от впечатлений и фантазий: хотелось интересных партий, сложных пируэтов и красивой музыки, вдохновляющей на бесконечный танец. Но прямо сейчас хотелось скорее увидеть море: этой поездки она ждала много дней.
- Эрнеста, ну почему ты так долго собираешься? Хватит копаться! Мы с тобой никуда не успеем!– Адель юлой крутилась вокруг сестры, которая в очередной раз смотрелась в зеркало.
Девушки путешествовали по Италии: старшая пела в опере, в то время как младшая танцевала. Когда появлялось время, свободное от выступлений в Сан Карло, они осматривали Неаполь. Сёстры уже были в музее Бурбонов, полюбовались издали коварным Везувием, а сегодня решили спуститься к морю. Адель с детства обожала ходить по берегу и собирать ракушки: отливающие перламутром, они зачаровывали её.

Наконец Эрнеста объявила:
- На выход! – и Адель бросилась за нею, чуть не наступая сестре на длинные юбки, скользящие по ступенькам. Устроившись в кабриолете, девушка во все глаза смотрела по сторонам, ей всё было интересно: люди, повозки, дома. Но потом это занятие надоело, и она откинулась на спинку сиденья…


Как давно это было! Теперь Адель исполняла сложные балетные партии, которые ставил для неё муж: его прекрасная хореография в исполнении Карлотты Гризи – под этим псевдонимом выступала Адель - вызывала у публики восхищение. Когда балерину пригласили в Гранд Опера, она выдвинула условие: вместе с ней должны взять и Жюля. Ему дали место хореографа…

Она посмотрела на мужа, всё ещё танцующего по зале.
- Смотри! – возбужденно заговорил Перро, подходя наконец к жене и разворачивая пакет. – Я только что прослушал эту партитуру в исполнении нашего оркестра! Мой приятель Адольф Адан просто волшебник: его музыка… она прекрасна!
Он убежал в кабинет, откуда раздались звуки рояля.
Адель прислушалась: мелодия зачаровывала, журчала ключевой водой, разбрызгивалась фонтаном, обволакивала нежными арпеджио. А это что? Звучит, будто охотничий рожок! Интересно: какие движения выберет Жюль для этого отрывка?

Один мотив сменился другим: несложным, но в то же время изысканным и кокетливым. Девушка не заметила, как начала танцевать по зале. Но вот тема переменилась. Адель остановилась, пытаясь уловить новую мелодию. Адажио? О! Это несомненно получится чудесный выход! Боже, какая красивая музыка! И, сорвавшись с места, она побежала к мужу:
- Жюль! Какая волшебная музыка! Покажи, что ты придумал!
- Подожди! Сейчас... – он что-то быстро записывал между нотными строчками. – Дай дописать…

Забыв, что рядом ждёт Адель, он ещё некоторое время проигрывал мелодии, намечая па. Поднял на секунду голову, увидел жену и рассмеялся:
- Знаешь, передавая мне партитуру, Адан сказал: “Ничто не нравится мне больше этой работы, при которой для вдохновения не нужно считать розетки на потолке или листья деревьев на бульваре, а можно просто созерцать ножки танцовщиц”*1. Я думаю, что эту музыку он написал после созерцания ножек моей юной жены.
Адель смутилась:
- Но мы с ним даже не знакомы!
- Не беда: я вас представлю.
Пролистнув несколько страниц, Жюль нашёл какое-то место:
- Вот здесь будет баллотте*2, а вот тут – он перевернул испещрённую музыкальными знаками бумагу – кабриоль*3, а на эти звуки…
Он не договорил. Помолчав с минуту, восторженно продолжил:
- Я сделаю этот балет! – И уже забыв о присутствии жены, Перро вновь принялся лихорадочно записывать свои мысли.

Хореографию балета впоследствии признают нереально совершенной*4 , а назывался он “Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы".


*1 Возможно, дословное высказывание композитора Адольфа Шарля Адана;
*2 Балетный термин: прыжок с продвижением вперёд или назад;
*3 Балетный термин: прыжок, когда одна нога ударяется о другую;
*4 Высказывание Рудольфа Нуриева.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 22nd, 2009, 6:16 pm
Ян Валетов
Довольно изящно исполнено. Плюс кинематографичность присутствует, что я отношу к достоинствам. А вот герои прописаны пунктиром (оборотная сторона кинематографичности :D ). Но читалось хорошо. И тема... Хотя мне кажется, движения и женских ножек здесь больше, чем музыки. Но это я брюзжу... ;)

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 1:48 pm
Автор
Ян Валетов, спасибо, приятно, что первый отзыв от такого компетентного литератора, да такой добрый и положительный.
И тема... Ян, что вы здесь имели в виду?

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 2:37 pm
Юлия_Набокова
По ощущениям картинка преобладает над содержанием.
Читаешь - перед глазами вихрь ножек, кружащиеся дети и взрослые, горящие глаза. Заканчиваешь читать - остаются только образы и прелестные картинки. А хотелось бы узнать побольше о героях.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 3:02 pm
Ян Валетов
Автор писал(а):Ян Валетов, спасибо, приятно, что первый отзыв от такого компетентного литератора, да такой добрый и положительный.
И тема... Ян, что вы здесь имели в виду?


Я имел в виду, что к теме конкурса это имеет слабое отношение. Почти совсем никакого. :)

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 6:26 pm
Автор
Я имел в виду, что к теме конкурса это имеет слабое отношение. Почти совсем никакого. :)
жаль :cry:
На мой вкус - вполне по теме: не люблю перебарщивать :D Тема-то это - общая, а лично моя - чуть-чуть другая, под название, иначе пришлось бы всем одинаковое название писать :D
Спасибо за рецензию!

Юлия_Набокова
Читаешь - перед глазами вихрь ножек, кружащиеся дети и взрослые, горящие глаза.
так оно, собственно, и есть: жизнь проносится вихрем, и театр - это вихрь, который вас захватывает, и балет - тоже вихрь: постоянная быстрая смена образов и движений. Думаю, то, что было задумано, вполне удалось.
А о героях узнать побольше - элементарно: залезть в энциклопедию: там и достовернее, и подробнее :lol:
Спасибо, я очень люблю ваши мнения :oops:

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 7:46 pm
Юлия_Набокова
Так хотелось бы не сухих сведений из энциклопедии, а эмоций живых людей!
Как Оля Тарасевич пишет о реальных исторических персонажах. Взять ее последнюю книгу "Последняя тайна Лермонтова" - я читала историю отношений Лермонтова и Екатерины Сушковой в документальном изложении раньше, но так, как описала Ольга эту историю с позиции сначала Екатерины, потом самого Лермонтова, ни в одной энциклопедии не напишут. В этом и отличие энциклопедии от художественного произведения - в том, что писатель оживляет своих персонажей, наделяя их чувствами и страстями, заставляя им сопереживать.
В вашей зарисовке сопереживания героям не получилось, так как они не проявляют себя эмоционально.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 8:18 pm
Автор
Юлия, а как вы предполагаете должны были мои герои проявить себя эмоционально? Приведите, пожалуйста, ваши примеры.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 8:41 pm
Юлия_Набокова
Если я вам скажу, как должны эмоционально проявить себя ваши герои, это будут уже мои герои.

Поясню, чего мне не хватило: ваши герои исполняют роль. Они говорят, двигаются, танцуют. Но непонятно, что у них при этом на душе. Вы не показываете ни их переживаний, ни их внутреннего мира.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 9:47 pm
Larisa
Не знаю что сказать.... Это что - основано на исторических событиях? :oops: Ммм... я в истории совсем не компетентна. :oops:

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 23rd, 2009, 10:53 pm
Автор
Не убедительно, Юлия.
По моим наблюдениям, почему-то многие люди считают, что переживания и внутренний мир показан только тогда, когда вызывают сочувствие и слёзы.
Однако, если у героев все хорошо и они просто общаются друг с другом и радуются жизни - это тоже эмоции. Если героиня сказала: Какая волшебная музыка! - это и есть её эмоции.
И вот это:
Голова кружилась от впечатлений и фантазий: хотелось интересных партий, сложных пируэтов и красивой музыки, вдохновляющей на бесконечный танец. Но прямо сейчас хотелось скорее увидеть море: этой поездки она ждала много дней.
- тоже эмоции.
И вот это:
Это потрясающе! – Жюль ураганом ворвался в залу.
Несколько минут он выделывал разные балетные пируэты под удивлённым взглядом жены
тоже эмоции.
Вот вам ещё:
Мама! Мама! Смотрите, как моя Роза чудесно танцует! – Маленькая Адель буквально влетела в залу

Адель с лёгкой досадой прервала любимое занятие – танец

ребёнок закапризничал и объявил, что петь не желает: она будет великой балериной – и всё тут!
- Я хочу танцевать! – чуть не плача, убеждала она мать.
- Детка, но у тебя такой красивый голос! – настаивала Мария.
Но переубедить дочку не удалось: она уверяла, что когда слышит музыку, ей непременно нужно танцевать, а петь она уже и так умеет.
- Что ж, - вздохнула синьора и уступила.

Адель прислушалась: мелодия зачаровывала, журчала ключевой водой, разбрызгивалась фонтаном, обволакивала нежными арпеджио. А это что? Звучит, будто охотничий рожок! Интересно: какие движения выберет Жюль для этого отрывка?

Адель бросилась за нею, чуть не наступая сестре на длинные юбки, скользящие по ступенькам. Устроившись в кабриолете, девушка во все глаза смотрела по сторонам, ей всё было интересно: люди, повозки, дома. Но потом это занятие надоело,

И уже забыв о присутствии жены,
(здесь зпт после И прозевала)

Пока остановлюсь, иначе придется почти весь текст копировать. На самом деле, это все выражение эмоций.

Larisa, спасибо за комментарий.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 24th, 2009, 12:21 am
Тиа
Интересный взгляд - музыка движения, эмоции через танец. Рассказ и сам получился как балет. Легко, красиво, изящно. С одной стороны, мне понятно впечатление "герои исполняют роль. Они говорят, двигаются, танцуют. Но непонятно, что у них при этом на душе. Вы не показываете ни их переживаний, ни их внутреннего мира." Привычного конфликта в рассказе нет. Но - особенность мировосприятия музыкантов, и балетных в том числе, в том, что все эмоции, переживания, страсти идут через музыку - и танец. Это и есть их внутренний мир. Музыканты просто мыслят иначе, звуками и движением.
Что касается темы конкурса: музыка, вдохновляющая на творчество, не так ли? На мой взгляд, тема раскрыта полностью. Не обязательно же вдохновлять исключительно на прозу или поэзию? Совершенно естественно, что музыка вдохновляет балетмейстера))))

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 24th, 2009, 5:16 am
Оборотень
Неплохо!)
Хорошее обыгрывание реальной истории!)
Можно даже считать частью одной большой исторической книги из разряда а-ля "реконструкция таких-то" событий!)

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 26th, 2009, 1:24 pm
Руслан
Я честно не говоря не понял, про что этот рассказ? Или это зарисовка из балетной жизни? Может я чего-то недопонял? На мой взгляд, зарисовка. Герои действительно слабо прописаны. Причём, знаете, тут говорили о кинематографичности, вот мне показалось что это такой полусырой режиссёрский этюд. Именно режиссёрский, без драматургии. Просто как фрагмент фильма. А для литературной зарисовки не хватает атмосферности, а для рассказа сюжета.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 26th, 2009, 1:39 pm
olesky
Приятный рассказик, показывает не только внутренний мир людей искусства, но и процесс творчества. Там и темные страсти тоже кипят, но это совсем отдельные истории.
Особого смысла прописывать все это подробно не вижу, зачем говорить длинно, если можно сказать коротко?

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 26th, 2009, 9:20 pm
Автор
Тиа, Datyshchev, Оlesky
спасибо, что вы поняли рассказ.
Руслан
Руслан, драмы здесь действительно нет, у героев все хорошо, даже более - отлично, и они полны творческих планов. Спасибо за присвоение мне режиссёрского звания. Возможно, сниму когда-нибудь фильм по вашему сценарию, вы ведь как раз сценарист?

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 27th, 2009, 10:26 am
Марина Крамер
Рассказ больше похож на кусочек сценария - и сценария очень неплохого. Все "картинки" прописаны невероятно подробно, детально, однако образам не хватает емкости, а сюжету - какой-то идеи. Увы, рассказ не захватывает, не сообщает читателю какой-то мысли или чувства, однако оставляет легкое и очень приятное послевкусие.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Май 27th, 2009, 2:15 pm
olesky
Марина Крамер писал(а):рассказ не захватывает, не сообщает читателю какой-то мысли или чувства

Странно, у меня остались и мысли и чувства. Наверное со мной что-то не так. ;)

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Июнь 2nd, 2009, 2:11 pm
Седлова Валентина
Зарисовка. Но даже в таком варианте остается много вопросов к автору. Мы видим две сюжетные линии: рассказ о судьбе танцовщицы, ее детство и знакомство с мужем, и история появления балета "Жизель". Но эти линии крайне слабо друг друга поддерживают. Что изменится для сюжета, если читатель не узнает, что девочка любила танцевать с куклой и настояла на том, чтобы стать танцовщицей, а не певицей? Балет не будет поставлен? Или будет поставлен как-то иначе? Да нет, ничего не изменится. Или возьмем путешествие сестер - какую смысловую нагрузку он несет? Допустим, Жюль к тому моменту уже успел познакомиться со своей будущей женой. А она, вместо того, чтобы быть с ним, отправилась к морю. И вот Жюль с нетерпением ждет встречи, в его голове масса планов - от общих постановок, до мыслей о свадьбе, а красотка все никак не возвращается... Все, хоть какой-то накал появился. Читателю теперь есть кому сопереживать.
Рассказ, написанный ради одной лишь картинки - это еще не рассказ, увы...

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Июнь 2nd, 2009, 3:03 pm
Руслан
Автор, понимаете в чем дело, рассказ(если это действительно рассказ, как жанр) неизбежно предполагает внутри себя, какой-никакой, но конфликт. Причём конфликт, вовсе не обязательно лужи крови и разбитые носы. Он может быть как внешним - к примеру, столкновение интересов героя с интересами других людей или с окружающим миром, так и внутренним - если что-то не так внутри самого героя. Но, в любом случае, персонажи через поступки, двигающие сюжет, что-то меняют во внешнем мире, а главное внутри себя. Это если рассказ. А конкурс, если я не ошибаюсь именно рассказа.
У вас же - зарисовка, да. Но едва ли рассказ. Причём зарисовка специфическая, интересная тем, кто неравнодушен к балету. Я, например, равнодушен. Следовательно прохожу мимо. Но будь у вас рассказ, где герои решали бы какие-то проблемы, то я бы мог заинтересоваться ими, несмотря на балетный антураж. То есть - главное всегда люди. А так - зарисовка для узкого круга. Что не есть плохо, конечно. То есть, я к чему - там где есть драма, можно рассчитывать на широкий круг заинтересованных, зарисовка - уже на любителя.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Июнь 2nd, 2009, 3:05 pm
Руслан
А насчёт режиссёрства, просто показалось, что хорошо выписанные детали могли бы послужить основой эпизода в фильме, но эпизода скорее разъясняющего, даже проходного, не двигающего сюжет вперёд.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Июнь 2nd, 2009, 8:23 pm
Автор
Седлова Валентина
рассказ написан максимально близко к историческим фактам, что-либо придумывать, чего не было, в мои планы не входило. Я очень осторожно отношусь к таким сюжетам - только то, что, мне кажется, совершенно точно могло иметь место быть.
Руслан
То есть, я к чему - там где есть драма, можно рассчитывать на широкий круг заинтересованных, зарисовка - уже на любителя.

иными словами, ваша мысль такова:
если есть драма, т.е. показана частная жизнь человека и его острый конфликт с обществом - это рассказ, если острого конфликта нет, если в рассказе все хорошо, то это не рассказ.
И, как мне стало ясно из конкурса, очень многие литераторы в клубе думают именно так.
Я не буду настаивать что здесь есть конфликт - между девочкой и её матерью, он же разрешён мирным путем, и для многих литераторов такое конфликтом не является.
Но я хочу все-таки заметить, что рассказ - это не жанр, а форма, малая форма эпической прозы, условно принятый размер - где-то 45 000 знаков, если больше - эту форму называют повестью, поэтому, на самом деле, рассказом может быть любая история, написанная в требуемых пределах. Следовательно, претензий, что это не рассказ, я не понимаю и не принимаю.
К тому же, если заглянуть в словарь, можно найти, что зарисовка - это то, что зарисовано, иначе - рисунок (спец.)
Вероятно, зарисовка в литературе - это то, что записано в письменном виде, какой-то рассказ.
А о сюжетах и конфликте на прошлом конкурсе говорилось столько, что...
Вывод из всего этого (отношения разных людей к разным рассказам) я делаю вполне определённый: кто-то воспринимает как рассказ, кто-то - в силу каких-то странных для меня убеждений не воспринимает вообще. Не думаю, что это моя вина: эмпатия - прежде всего относится к читателю, к его умению при чтении находиться в шкуре героев. Пока это у все получается крайне слабо, почти все литклубовцы способны поставить себя на место героя рассказа только, если читают про какой-то несчастный случай.
Это мои личные наблюдения.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Июнь 2nd, 2009, 8:36 pm
Becoming Jane
Тема про конфликт в рассказе уже возникала на прошлом конкурсе, так что мы все уже выяснили :)
viewtopic.php?f=13&t=13215

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Июнь 2nd, 2009, 10:33 pm
Руслан
Автор зарисовка в литературе это что-то вроде зарисованного кусочка реальной жизни. Просто факты, впечатления, без сюжета. Ваше произведение близко к этому, так как сюжета практически нет.

Re: Призрачные Ночные Танцовщицы

СообщениеДобавлено: Июнь 3rd, 2009, 3:41 am
Автор
Вот-вот, Becoming Jane, именно там. И там ещё вот такое есть:
сюжет в отличие от темы (представляющей как бы идеальную направленность произведения, то воображаемое стекло, сквозь которое автор смотрит на мир) — является лишь одним из средств самообнаружения темы, что в каждом данном произведении он представляет совокупность тех действий, фактов, положений и т. п., которые избраны автором для выявления определенного лика своей темы
из "Словарь литературных терминов"
Там же по сноске, которую дала Becoming Jane:
Терминологические споры в литературоведении всегда бесплодны. Часто пытаются разграничить рассказ и новеллу, а также выделить миниатюру, эскиз и зарисовку....Представляется, что сейчас следует определить рассказ как законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц.

Короче, там много чего сказано. Было. И на очередном конкурсе - опять уперлись в ту же тему :lol: