Страница 1 из 1

Ян Валетов в украинском "Книжник review"

СообщениеДобавлено: Август 17th, 2007, 11:17 am
Юлия_Набокова
Пока наши дамы-экслибристки завоевывают российские "Итоги" и "ОК!", наши мужчины не отстают и в лице Яна Валетова штурмуют украинские. В украинском литературном ежемесячнике "Книжник review" (№15, 2007) появился обстоятельный и весьма интересный обзор, посвященный творчеству Яна.

Справка: Книжник review" - пока единственный ежемесячник на Украине, посвященный литературным новинкам и новостям литературной жизни. В нем публикуются обзоры, рецензии, рейтинги, творческие статьи, литературоведческие заметки, проводится конкурс "Книга года". Ориентирован он в основном на украиноязычную литературу, но бывают и исключения - как в случае с нашим Яном Валетовым.

Здесь можно посмотреть отсканированные странички из журнала и полюбоваться на фотографии Яна Валетова и обложку первого издания романа "Остаться в живых", изданого на Украине:
http://photofile.ru/users/yulushka/2989 ... nImageLink
http://photofile.ru/users/yulushka/2989 ... nImageLink

Поскольку издание на украинском языке, ниже - любезно предоставленный Яном подстрочник.
__________

КАТАСТРОФА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

По формальным признакам назвать Яна Валетова новым именем в литературе немного некорректно – все-таки имеем третью его книгу на протяжении двух последних лет.
Впрочем, дебютный роман «Левый берег Стикса» (2005), претендующий на явление в литературе, вышел «сувенирным» тиражом в 500 экземпляров, а вторая книга – повесть «Прицельная дальность» - свидетельствовала лишь о добросовестности автора в обустройстве завоеванного плацдарма. А вот последний роман «Остаться в живых…» уже дает основания говорить об определенном формате и месте автора в современной литературе.

«Левый берег Стикса» - вещь сугубо жанровая, классический политический триллер. Но уже тогда было видно: автора интересует не ЧТО случилось, а ПОЧЕМУ все случилось именно так. А это – признак выхода за рубежи массовой культуры, той культуры «…которую потребляют пассивно, с выключенным мозгом» (по определению теоретика масскульта Джона Стори).

Вторая книжка Валетова – конспирологическая история «Прицельная дальность» - лишь подтвердила мнение, что дебютант двигается в фарватере психологического экшена репрезентованного авторами, добившимися значительного успеха на российском рынке (я имею ввиду харьковчанина Владимира Гринькова и киевлянина-калужанина Петра Катериничева).

Последняя книга Валетова «Остаться в живых…» значительным образом корректирует писательскую траекторию. Самый большой его козырь – он прекрасный рассказчик. А захватывающий рассказ - это всегда приключение. И когда в предыдущих его книгах приключения украшены причудливыми узорами актуальной политики, тот тут приключение в чистом виде: сюжет на тему «черной археологии» с чуть ли не обязательным для приключенческого жанра мелодраматическим мотивом (судьба сводит в одну команду подводных кладоискателей бывших одноклассников, когда-то вместе переживших первую любовь).

Начинал Валетов с выражено готического романа. Готического, в том понимании, которое декларирует современный московский культуролог Дина Хапаева. «Эти произведения пронизаны насилием, а культ насилия неотъемлемая часть готической эстетики. Готическая мораль ситуативна: суть запретов и степень дозволенного полностью определяется вкусами сильнейших».

Победить зло в таких условиях можно лишь руководствуясь принципом «око за око»: «Грубое насилие превращается в основу гарантии и защиты прав человека в готическом обществе. Прототипом готического правозащитного движения в таком случае становится Робин Гуд» (Д. Хапаева) И герой «Левого берега Стикса» полностью соответствовал характеристикам современного Робин Гуда.

Но теперь все иначе… Герой романа «Остаться в живых…» - фаталист. Но это не воин-фаталист, как у Василия Шкляра, а скорее фаталист-наблюдатель, как у Андрея Куркова. С этими двумя авторами Валетова сближает то, что отпор безжалостному «готическому миру» дается не адекватным силовым воздействием, а – как в искусстве одного из восточных единоборств – поворотом негативной агрессивной энергии против ее самой. Провокация удара, ассиметричное уклонение – и пустота аннигилирует агрессора.
«Жизнь часто делает из людей моральных уродов… Ну, может же быть, что человек разучился верить и любить?» В риторичности этого вопроса ответ Валетова на наступление «готики»: любовь, как совершенное оружие, женщины, как наиболее осведомленные в ней мастера – «сансеи».

Но почему это оружие кажется заржавевшим, что случилось с женской частью человечества, и какова причина этого грустного генезиса превращения «девушки в женщину, женщины в стерву, стервы в…» Именно на этом сосредотачивает свою писательскую наблюдательность Валетов – не случайно «личный состав» романа, несмотря на многофигурность, воспринимается только лишь как яркая стерва Изотова и совершенно невыразительные мужчины (с которых автор все-таки не снимает ответственности за столь противоестественный гендерный перекос).
«Все сводится к критическому пониманию, порожденному текстом», так Джон Стори характеризует признаки «серьёзной» литературы, в отличие от «массовой» (которую потребляют с выключенным мозгом). «Остаться в живых…» - прекрасная иллюстрация этой мысли. Потому, что все написанное мною выше то самое «критическое понимание, порожденное текстом». Потому что на поверхности всех своих четырехсот с лишним страниц этот роман – гранично кинематографичный экшен с жутковатыми «подводными съемками», с коварством и предательством, с холодным расчетом и сумасшедшими страстями, со скелетами в шкафу и величественной жестокостью стихии.
Недавно Ян Валетов закончил роман-катастрофу, апокалипсический исток которой находится в Киевском море. Зная его предыдущие работы, можно предположить большой читательский интерес к будущей новинке. Может случиться так, что мы получим своего Франка Щетцинга, чья катастрофическая «Стая» два года (2004-2005) была немецким бестселлером.
Если… не помешает одна авторская особенность. Валетов, прежде всего, устный рассказчик. Даже написав несколько романов, он, кажется, все еще не понял, что в процессе написания язык переходит в другое агрегатное состояние (так пар, например, конденсируется в воду). На страже этого литературно-физического закона стоят специально натренированные специалисты, которых называют редакторами. Их прямая обязанность не пропустить на страницы такие, например, перлы, как в последнем романе: герой поднял голову от штурвала и «уткнулся взглядом прямо в Ленкину промежность…впечатление было такое, что между ног пульсирует от бешеного тока крови второе сердце». Как сказал бы Алексей Слаповский «до таких высот я не опускался».
Но это больше издательские заботы. Более того, экономить на редакторах – преступление для издателя. Строчка «В авторской редакции» которая сопровождает вот уже вторую книгу Я. Валетова в издательстве «Альтерпресс», способна погубить любого дебютанта. Заплатить за издательскую неосмотрительность рукописью нового романа-катастрофы было бы уже чересчур.

Константин РОДИК
"Книжник review" №15, 2007
_____________

Мне особенно понравилась характеристика
гранично кинематографичный экшен с жутковатыми «подводными съемками», с коварством и предательством, с холодным расчетом и сумасшедшими страстями, со скелетами в шкафу и величественной жестокостью стихии.

И еще заинтересовало сравнение с триллером "Стая" Франка Щетцинга. Я ее не читала, но муж был от этой книги в восторге и рекомендовал друзьям. Теперь я буду рекомендовать ему Яна Валетова. Но только после того, как сама прочитаю!

Для тех, кто заинтересуется этой рецензией и захочет познакомиться с романом поближе напоминаю, что осенью "Остаться в живых", ранее опубликованный на Украине, будет переиздан питерским издательством "Крылов" под новым названием "Предельная глубина" и станет доступен российскому читателю. Спрашивайте в магазинах города! ;)

СообщениеДобавлено: Август 17th, 2007, 11:44 am
Venetzia!
Класс!
Видела на украинском, но мало что поняла и не думала что все так круто:)
Просто гордость берет за наших! :)))

СообщениеДобавлено: Август 17th, 2007, 1:06 pm
Липа
Очень серьезная рецензия. Класс!

СообщениеДобавлено: Август 17th, 2007, 3:20 pm
Nika
Ян, поздравляю!!!! Серьезная, вдумчивая рецензия. И фотография хорошая:-)))

СообщениеДобавлено: Август 18th, 2007, 2:32 pm
Ольга Тарасевич
хорошая статья! а журналист знакомый был или поклонник творчества???

СообщениеДобавлено: Август 18th, 2007, 4:05 pm
Ян Валетов
Пишет обо мне с первой книги, так что теперь можно считать знакомым. До этого знакомы не были, хотя заканчивали один Университет. Он меня старше лет на 10.
В Крылове книга будет выходить под другим названием - "ПРЕДЕЛЬНАЯ ГЛУБИНА".

СообщениеДобавлено: Август 22nd, 2007, 7:35 pm
Ирина Гурина
Ян, поздравляю. Отличная, очень серьезная рецензия.

СообщениеДобавлено: Август 22nd, 2007, 8:36 pm
Каллипсо
Ух ты, все настолько серьезно, что даже читать страшно :roll:
На самом деле классный отзыв, чтобы заслужить такой нужно постараться!

СообщениеДобавлено: Август 27th, 2007, 2:35 pm
Мария Брикер
Отличная рецензия! Поздравляю!