Уважаемые господа!
Неоднократно в отзывах на рассказы читаю «Нет, это не фантастика!», «Фантастики тут нет ни на грош», «При всех фантастических предпосылках, в рассказе нет ничего фантастического….» и т.д. Во многих случаях с такими заявлениями не согласен и просто удивлен, откуда, из каких источников они берутся, почему и на каком основании возникает такая позиция. Чаще всего оказывается, что это личное «ИМХО» комментатора… Он по своим предпочтениям определяет, что считать фантастикой, а что не считать. На самом же деле существуют четкие определения границ толкования всех слов русского языка, например, того же слова – фантастика.
Я полностью согласен с Машей, что очень трудно рассказы делить на фантастику, фэнтези и сказки. Граница очень условна. Но поскольку на конкурсе договорились уже до того, что «не за фантастику» надо снижать баллы или принимать еще какие-то карательные меры, давайте определимся, что же все-таки считать фантастикой, чтобы зря не наказывать авторов и не дискредитировать рассказы. Имеются ведь в учебной и научной литературе толкования соответствующих терминов.
Дабы оппоненты не набросились на меня все разом и не стали задавать сакраментальных вопросов, типа - «А ты кто такой?», предлагаю им разбираться с авторами трудов из соответствующих компетентных организаций.
Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Санкт-Петербург «Норинт» 2004г.
Большой Энциклопедический Словарь
Стр. 1264
«Фантастика (от греческого phantastike – искусство воображать) форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов; однако фантастика не просто прихотливая «игра воображения»: в гротескных или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Властелин колец» Толкиена). В 19-20 веках развивается научная фантастика».
****************************************************************************
Или с авторами из Российской Академии Наук, Институт лингвистических исследований. Большой Толковый Словарь русского языка, Санкт-Петербург, Изд-во «Норинт», 2000г.
Стр. 1416.
«Фантастика, …..начало то же самое,….далее …
1.Представления, образы, созданные воображением; изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде.
Фольклорная фантастика. В произведениях Гофмана много фантастики. 2.Собир. Литературные произведения, в которых описываются вымышленные, сверхъестественные события, явления. Читать фантастику. Увлекаться фантастикой.
Научная фантастика (литературный или кинематографический жанр, использующий образы, построенные на основе научных гипотез и представлений о прошлом или будущем).
Техника на грани фантастики. 1. О том, что является технически совершенным, передовым. 2. Иронич. О том, что является технически устаревшим, отсталым.
Фантастика! В зн. межд. – Выражает удивление, восхищение и т.д. И как это мы встретились? Ф.! …».
Я надеюсь, приведенные здесь выписки помогут всем более объективно подойти к жанровым оценкам. Не считать, что если рассказ не соответствует ЛИЧНЫМ представлениям читателя о том, какая, по его мнению, ДОЛЖНА быть фантастика, то он, (рассказ в связке с его автором) может подвергаться остракизму, пренебрежительному отношению или быть обвиненным в несоответствии жанру конкурса.
А ИМХО, оно всего лишь и есть только ИМХО! И более ничего…. Субъективизм…
С прожитыми годами и приобретением жизненного опыта имеет обыкновение сильно меняться…
P.S. Слово «фэнтези» является производным от английского «fantasy» и, наверное, поэтому в вышеприведенных источниках я его вообще не нашел…. Делайте выводы сами…