Что хотел сказать автор? Сверхзадача в художественном тексте
Добавлено: Июнь 19th, 2019, 10:40 pm
<tab>Термин «сверхзадача» ввел К.С. Станиславский, и изначально он относился к театральному искусству. Сверхзадача спектакля – это та основная идея, мысль, которую его автор хочет донести до публики. То, что он хочет сказать зрителю своим творением. А сверхзадача конкретной исполняемой актером роли, соответственно, – не только передать все перепитии жизни своего героя – но и способствовать реализации общего режиссерского замысла, воплощению основной идеи всего спектакля.
<tab>Помните игру «Мама, я умираю»? В ней один участник – «режиссер», дает указания второму – «актеру», как произностить фразу «Мама, я умираю». Эти его ремарки: «трагичнее», «веселее», «энергичнее», «спокойнее», «громче», «тише» и т.д. – и есть примеры сверхзадачи в исполнении актерской роли.
<tab>Позже термин <i>«сверхзадача»</i> вышел за пределы театрального мира и стал в более общем смысле обозначать «главную, основную задачу, идейную направленность (художественного произведения, образа, спектакля и т.п.)»* .
<tab>Тем же смыслом обладает термин<i> «метаидея»</i>. Греческая приставка «мета», согласно википедии, выражает «абстрагированность, обобщённость... переход к чему-либо другому, перемену состояния». Соответственно, метаидея – это самая общая, самая глобальная идея произведения.
<tab>Хотя метаидеи так или иначе присутствуют в работах любого направления искусства – живописи, скульптуре, музыке и т.д., наше внимание, по понятным причинам, будет сосредоточено на литературе. В литературном произведении сверхзадача или метаидея (в рамках моей работы эти слова выступают как синонимы) – это как раз и есть то, «что хотел сказать автор», тот посыл, message, который он адресует читателю. Американский писатель Том Айлинг, давая в своем блоге советы о том, как улучшить писательское мастерство, называет сверхзадачу той целью или выводом, к которому автор через все свое творение подводит читателя: это то, что писатель «хочет сказать в финале произведения еще до того, как начал его писать»**.
<tab>Вышесказанное позволяет нам сделать весьма важный вывод: метаидея – это нечто очень абстрактное и широкое. Она глубже, чем сюжет работы, чем мир, который вы нарисовали, чем образы героев и их отношения. Все это – способы раскрытия сверхзадачи, но ни один из них ей полностью не тождественен.
<tab>Из этого следует практический совет: <b>хотите узнать, есть ли в вашем творении сверхзадача</b> и какова она – ответьте для себя на вопрос: «О чем моя работа?»
<tab>Только отвечая, соблюдайте два правила.
<tab>Правило первое. Ваш ответ должен состоять из одного как можно более короткого предложения или даже словосочетания: как говорил, кажется, Эйнштейн, «если вы не можете что-либо объяснить шестилетнему ребенку, значит, вы плохо в этом разбираетесь». «Поиск себя»; «Не все то, что чуждо и непонятно – на самом деле зло»; «Развод родителей – трагедия для ребенка», «Человечность – качество, присущее не только людям». Это метаидеи некоторых моих работ.
<tab>Прочитав эти примеры, вы должно быть, уже уловили правило второе: отвечая на вопрос «О чем?», не упоминайте ни сюжет, ни героев своей работы (впрочем, если вы начнете это делать, то не выполните правило первое).
<tab>Если вам кажется, что идей в вашем произведении – что колец у Толкиена: «три у эльфов, семь у гномов, девять у людей», значит, свою сверхзадачу вы еще не нашли. Ищите то «Одно, что всех соберет и сплотит».
<center>***</center>
<b><tab>Автор ничего не хотел сказать: тексты без сверхзадачи<tab></b>
<tab>На самом деле, далеко не во всяком тексте сверхзадачи есть и даже далеко не всегда они нужны. Каждый живущий в современном обществе человек порождает огромный объем текстов, которые не ориентированы на читателя. Иными словами, не все то, что написано, должно быть прочитано широкой аудиторией. Дневники. СМСки. Личные письма и записки. Разговоры в приватных чатах. Все это примеры текстов, которые представляют интерес и являются важными только для их автора и, в некоторых случаях, узкого круга других лиц (адресатов писем и смс, собеседников в соцсети и т.д.).
<tab>Подобные тексты необходимы, с их помощью можно договариваться о чем-то, делиться опытом и впечатлениями, информировать своих собеседников о чем-либо... В конце концов, создание их – весьма неплохой способ занять себя чем-нибудь и скрасить досуг.
<tab>При этом, однако, они, как правило, не имеют никакой художественной ценности и для широкой аудитории не представляют ни малейшего интереса. А потому появление их на просторах Фикбука или других сайтов, посвященных фикрайтерству, вполне закономерно встречается комментариями читателей вроде «Автор, а зачем ты вообще вот это опубликовал?!» <tab>Заметили? «Автор, зачем ты это опубликовал?!» – это тот же вопрос, что вынесен в заголовок статьи. Художественное произведение (а именно таковые публикуются или должны публиковаться на Книге фанфиков и подобных ресурсах, согласно их правилам), всегда ориентировано на читателя. А раз уж к читателю обратились – он вполне закономерно ждет, что автор заговорит с ним через свою работу, что открытое произведение затронет его, даст пищу для размышлений, заставит согласиться или, наоборот, заспорить с писателем.
<tab>Сверхзадача произведения, послание, идея, которая заложена в работу, – и есть то, что найдет отклик у читателя, заставит его задуматься. Это то, чем ваша работа окажется важна для совершенно постороннего для вас человека. Он может быть с вашей метаидеей несогласен – и тогда, при наличии желания, свободного времени и возможностей, он начнет с вами дискуссию, пытаясь убедить, что вы неправы, что то, что вы хотите сказать своей работой, – неверно, аморально, цинично, наивно и т.п. Однако это уже реакция, знак того, что читателя ваша работа так или иначе зацепила, он читал ее, размышлял над ней, продумывал контрпримеры, или, наоборот, фразы для хвалебного отзыва. Иными словами, ваша работа стала важной для него.
<center>***</center>
<b><tab>Автор хочет сказать, что... Практические примеры</b>
<tab>Разумеется, читатель ждет не только некоей абстрактной идеи. Ему хотелось бы увидеть также и занимательный сюжет, и живых, некартонных героев, и продуманный цельный мир повествования – иными словами, все те составляющие, которые входят в понятие художественной ценности работы.
<tab>Однако, как мы сейчас увидим, сверхзадача связана со всеми этими компонентами. Более того: то, какую идею вы желаете выразить своей работой, повлияет и на образы ваших героев, и на тот мир, в котором они будут существовать, и на то, что именно с ними в этом мире произойдет. Метаидея – это своеобразная призма, сквозь которую вы будете смотреть на все другие составляющие своего произведения. Именно добившись понимания того, что хотели вы, автор, сказать, вы сможете выстроить адекватный, непротиворечивый сюжет, создать гармоничных героев, подобрать необходимые и уместные в данном случае выразительные средства, определиться со стилем и языком повествования.
<tab>Для того, чтобы увидеть, как влияет метаидея на реализацию текста, обратимся к примеру, в качестве которого возьмем мою работу «Однажды на Рождество» (в конце концов, тут уж я могу совершенно точно ответить, что хотел сказать автор).
<tab>«Однажды на Рождество» – это небольшая история, главный герой которой, Славка, помогает бездомным животным. Из-за этой помощи он попадает в неприятности, однако затем благополучно их преодолевает и находит свое счастье.
<tab>Вот, собственно, и все, что нужно знать о сюжете.
<tab>Сверхзадачу этого рассказа я сформулировал в духе добрых Рождественских историй (благо, и все действие его происходит в зимние праздники): «Твори добро – и тебе воздастся». Соответственно, основная часть произведения – это описание того, как Славка помогает бездомным животным, как он их любит, как общается с ними, понимает, сопереживает им и как благодаря своей стойкости и преданности приходит к счастливому финалу.
<tab>Как изменился бы мой текст, если бы я выбрал другую сверхзадачу? Например, такую: «Показать будни зоозащитников».
<tab>Тогда, вероятно, отпала бы необходимость в том, чтобы сюжет развивался именно на Рождество: зоозащитник – это круглогодичный круглосуточный квест. Славка спас бы, наверное, не только котенка и гигантского сенбернара – а целую толпу всяческой живности. При этом он бы еще трудился волонтером в приюте (детальное описание хотя бы одного дня такого служения), развешивал бы объявления о передаче животных в добрые руки, переживал бы по поводу недобросовестных, а то и вовсе бессовестных хозяев, строил отношения с другими зоозащитниками и т.д. В конце, возможно, он открыл бы собственный приют для животных или поспособствовал принятию гуманного закона об обращении с братьями нашими меньшими.
<tab>Как видим, сюжет изменился до неузнаваемости.
<tab>Поиграем еще немного.
<tab>Вариант 2. Метаидея – «Зоозащитники – больные на всю голову люди, мешающие жить добропорядочным гражданам». <tab>Под влиянием этой сверхзадачи Славка из доброго, отзывчивого, стойкого паренька превратился бы в маловменяемого неврастеника, который не может устоять перед соблазном привести в дом очередную больную-блохастую-вонючую-мерзкую тварь. Квартира его закономерно превращается в хлев, соседи жалуются на вонь-блох-шум и т. п. Дело решает милиция, и в квартиру, очищенную от асоциального элемента Славки и его подопечных, перебирается милая порядочная семья, животные в которой – исключительно в виде игрушек.
<tab>Вариант 3. Метаидея – «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным».
<tab>Сенбернар, подобранный Славкой, оказывается бешеным, кусает его и его домашних. Смерть основного персонажа, драма, ангст, даркфик.
<tab>Варинт 4. Метаидея – «Общение с животными нас облагораживает».
<tab>Бомж Славка находит замерзающего котенка и, заботясь о нем, бросает прежнюю жизнь, избавляется от вредных привычек, находит работу и становится уважаемым членом общества.
<tab>Вариант 5. Метаидея – «Показать, почему люди спасают бездомных животных».
<tab>Весь сюжет разворачивается вокруг несчастного приютского детства Славки, проводятся параллели с тем, что спасая и отогревая котиков, он тем самым согревает и спасает себя самого.
<tab>Продолжать можно если не бесконечно, то, во всяком случае, очень долго. В зависимости от метаидеи будут меняться мир, характеры героев, сюжет, стиль вашего произведения и т.д.
<tab>Нужно сказать, что сверхзадача не всегда выражается автором конкретно – так, как я приводил в примерах выше. Но, особенно для больших знаковых произведений, она зачастую является отражением жизненной позиции самого писателя. Иными словами: вы, возможно, и не проговаривали себе метаидею текста, пользуясь правилами один и два. Но то, как вы смотрите на мир, ваша система ценностей уже заставит вас, пусть и неосознанно, писать именно так, а не иначе. Например, автор, считающий расизм злом, вряд ли сделает расиста положительным героем своего произведения, равно как и вряд ли станет восхвалять через сюжет своей работы политику апартеида в ЮАР или порядки в США в эпоху сегрегации.
<center>***</center>
<b><tab>Автор не знает, что хочет сказать: творческий кризис</b>
<tab>Расплывчатой жизненной позиции может быть достаточно, чтобы написать произведение. Случаются, однако же, ситуации, когда сверхзадачу текста нужно именно сформулировать и проговорить, сделав ее как можно более конкретной. Одно из показаний к этому – творческий кризис.
<tab>Бывает так: автор пишет большую работу. Написал уже довольно много. Сцены, каждая сама по себе, замечательные. Герои живые. Мир прописан. Приключения. Интриги. Отношения. И вдруг, среди всего этого великолепия – начинается ступор, который автор лучше всего выражает восклицанием: «Я не знаю, что писать!»
<tab>И все. Сюжет почему-то разваливается. Прекрасные, драматичные сцены не связываются между собой. В поведении персонажей нет логики – и все повествование вдруг застывает, как механические часы, у которых закончился завод.
<tab>Если вас постигла эта незавидная участь – вернитесь к началу. Задайте себе этот вопрос: «Автор, что ты хотел сказать?» И найдите свое «кольцо всевластия». Вполне может оказаться, что, отвлекшись на красоты стиля, прорисовку всевозможных нюансов характеров героев или матчасти мира, вы перестали за этими деревьями различать лес. Каким бы огромным ни было ваше произведение, вам не удастся отразить в нем всю жизнь или весь мир целиком. Всегда нужна некая призма, которая выделяет какие-то одни стороны и отводит на задний план другие. Сверхзадача – это своеобразный вектор, который задает направление сюжету, изменениям характеров героев и т.д. Помните, как в школе на уроках физики к железным опилкам подносили магнит, и они все поворачивались в одну сторону? Здесь принцип такой же.
<tab>Другая сложность, с которой можно столкнуться, забыв метаидею своего текста – это невозможность завершить работу. Можно писать годами, постоянно редактируя и исправляя написанное – и все время мучиться от ощущения, что что-то все-таки еще упущено, какая-то сторона сюжета не раскрыта, что-то недосказано.
<tab>В этом случае важно вспомнить о том, что сверхзадача текста – это та цель, вывод, к которому вы приходите сами и подводите читателя. Если вы ее не осознаете, то уподобляетесь кораблю, который обречен на вечное плавание, поскольку не знает, куда должен попасть.
<tab>Таким образом, сверхзадача или метаидея текста – это тот фундамент, на котором вы, осознанно или нет, строите свое произведение. Для читателя – это то ценное, что он вынесет из вашей работы. Для писателя же – это та основа, отталкиваясь от которой можно написать качественную, цельную, непротиворечивую в своей сути работу.
<tab>Чего всем собратьям по перу и желаю.
<tab>Помните игру «Мама, я умираю»? В ней один участник – «режиссер», дает указания второму – «актеру», как произностить фразу «Мама, я умираю». Эти его ремарки: «трагичнее», «веселее», «энергичнее», «спокойнее», «громче», «тише» и т.д. – и есть примеры сверхзадачи в исполнении актерской роли.
<tab>Позже термин <i>«сверхзадача»</i> вышел за пределы театрального мира и стал в более общем смысле обозначать «главную, основную задачу, идейную направленность (художественного произведения, образа, спектакля и т.п.)»* .
<tab>Тем же смыслом обладает термин<i> «метаидея»</i>. Греческая приставка «мета», согласно википедии, выражает «абстрагированность, обобщённость... переход к чему-либо другому, перемену состояния». Соответственно, метаидея – это самая общая, самая глобальная идея произведения.
<tab>Хотя метаидеи так или иначе присутствуют в работах любого направления искусства – живописи, скульптуре, музыке и т.д., наше внимание, по понятным причинам, будет сосредоточено на литературе. В литературном произведении сверхзадача или метаидея (в рамках моей работы эти слова выступают как синонимы) – это как раз и есть то, «что хотел сказать автор», тот посыл, message, который он адресует читателю. Американский писатель Том Айлинг, давая в своем блоге советы о том, как улучшить писательское мастерство, называет сверхзадачу той целью или выводом, к которому автор через все свое творение подводит читателя: это то, что писатель «хочет сказать в финале произведения еще до того, как начал его писать»**.
<tab>Вышесказанное позволяет нам сделать весьма важный вывод: метаидея – это нечто очень абстрактное и широкое. Она глубже, чем сюжет работы, чем мир, который вы нарисовали, чем образы героев и их отношения. Все это – способы раскрытия сверхзадачи, но ни один из них ей полностью не тождественен.
<tab>Из этого следует практический совет: <b>хотите узнать, есть ли в вашем творении сверхзадача</b> и какова она – ответьте для себя на вопрос: «О чем моя работа?»
<tab>Только отвечая, соблюдайте два правила.
<tab>Правило первое. Ваш ответ должен состоять из одного как можно более короткого предложения или даже словосочетания: как говорил, кажется, Эйнштейн, «если вы не можете что-либо объяснить шестилетнему ребенку, значит, вы плохо в этом разбираетесь». «Поиск себя»; «Не все то, что чуждо и непонятно – на самом деле зло»; «Развод родителей – трагедия для ребенка», «Человечность – качество, присущее не только людям». Это метаидеи некоторых моих работ.
<tab>Прочитав эти примеры, вы должно быть, уже уловили правило второе: отвечая на вопрос «О чем?», не упоминайте ни сюжет, ни героев своей работы (впрочем, если вы начнете это делать, то не выполните правило первое).
<tab>Если вам кажется, что идей в вашем произведении – что колец у Толкиена: «три у эльфов, семь у гномов, девять у людей», значит, свою сверхзадачу вы еще не нашли. Ищите то «Одно, что всех соберет и сплотит».
<center>***</center>
<b><tab>Автор ничего не хотел сказать: тексты без сверхзадачи<tab></b>
<tab>На самом деле, далеко не во всяком тексте сверхзадачи есть и даже далеко не всегда они нужны. Каждый живущий в современном обществе человек порождает огромный объем текстов, которые не ориентированы на читателя. Иными словами, не все то, что написано, должно быть прочитано широкой аудиторией. Дневники. СМСки. Личные письма и записки. Разговоры в приватных чатах. Все это примеры текстов, которые представляют интерес и являются важными только для их автора и, в некоторых случаях, узкого круга других лиц (адресатов писем и смс, собеседников в соцсети и т.д.).
<tab>Подобные тексты необходимы, с их помощью можно договариваться о чем-то, делиться опытом и впечатлениями, информировать своих собеседников о чем-либо... В конце концов, создание их – весьма неплохой способ занять себя чем-нибудь и скрасить досуг.
<tab>При этом, однако, они, как правило, не имеют никакой художественной ценности и для широкой аудитории не представляют ни малейшего интереса. А потому появление их на просторах Фикбука или других сайтов, посвященных фикрайтерству, вполне закономерно встречается комментариями читателей вроде «Автор, а зачем ты вообще вот это опубликовал?!» <tab>Заметили? «Автор, зачем ты это опубликовал?!» – это тот же вопрос, что вынесен в заголовок статьи. Художественное произведение (а именно таковые публикуются или должны публиковаться на Книге фанфиков и подобных ресурсах, согласно их правилам), всегда ориентировано на читателя. А раз уж к читателю обратились – он вполне закономерно ждет, что автор заговорит с ним через свою работу, что открытое произведение затронет его, даст пищу для размышлений, заставит согласиться или, наоборот, заспорить с писателем.
<tab>Сверхзадача произведения, послание, идея, которая заложена в работу, – и есть то, что найдет отклик у читателя, заставит его задуматься. Это то, чем ваша работа окажется важна для совершенно постороннего для вас человека. Он может быть с вашей метаидеей несогласен – и тогда, при наличии желания, свободного времени и возможностей, он начнет с вами дискуссию, пытаясь убедить, что вы неправы, что то, что вы хотите сказать своей работой, – неверно, аморально, цинично, наивно и т.п. Однако это уже реакция, знак того, что читателя ваша работа так или иначе зацепила, он читал ее, размышлял над ней, продумывал контрпримеры, или, наоборот, фразы для хвалебного отзыва. Иными словами, ваша работа стала важной для него.
<center>***</center>
<b><tab>Автор хочет сказать, что... Практические примеры</b>
<tab>Разумеется, читатель ждет не только некоей абстрактной идеи. Ему хотелось бы увидеть также и занимательный сюжет, и живых, некартонных героев, и продуманный цельный мир повествования – иными словами, все те составляющие, которые входят в понятие художественной ценности работы.
<tab>Однако, как мы сейчас увидим, сверхзадача связана со всеми этими компонентами. Более того: то, какую идею вы желаете выразить своей работой, повлияет и на образы ваших героев, и на тот мир, в котором они будут существовать, и на то, что именно с ними в этом мире произойдет. Метаидея – это своеобразная призма, сквозь которую вы будете смотреть на все другие составляющие своего произведения. Именно добившись понимания того, что хотели вы, автор, сказать, вы сможете выстроить адекватный, непротиворечивый сюжет, создать гармоничных героев, подобрать необходимые и уместные в данном случае выразительные средства, определиться со стилем и языком повествования.
<tab>Для того, чтобы увидеть, как влияет метаидея на реализацию текста, обратимся к примеру, в качестве которого возьмем мою работу «Однажды на Рождество» (в конце концов, тут уж я могу совершенно точно ответить, что хотел сказать автор).
<tab>«Однажды на Рождество» – это небольшая история, главный герой которой, Славка, помогает бездомным животным. Из-за этой помощи он попадает в неприятности, однако затем благополучно их преодолевает и находит свое счастье.
<tab>Вот, собственно, и все, что нужно знать о сюжете.
<tab>Сверхзадачу этого рассказа я сформулировал в духе добрых Рождественских историй (благо, и все действие его происходит в зимние праздники): «Твори добро – и тебе воздастся». Соответственно, основная часть произведения – это описание того, как Славка помогает бездомным животным, как он их любит, как общается с ними, понимает, сопереживает им и как благодаря своей стойкости и преданности приходит к счастливому финалу.
<tab>Как изменился бы мой текст, если бы я выбрал другую сверхзадачу? Например, такую: «Показать будни зоозащитников».
<tab>Тогда, вероятно, отпала бы необходимость в том, чтобы сюжет развивался именно на Рождество: зоозащитник – это круглогодичный круглосуточный квест. Славка спас бы, наверное, не только котенка и гигантского сенбернара – а целую толпу всяческой живности. При этом он бы еще трудился волонтером в приюте (детальное описание хотя бы одного дня такого служения), развешивал бы объявления о передаче животных в добрые руки, переживал бы по поводу недобросовестных, а то и вовсе бессовестных хозяев, строил отношения с другими зоозащитниками и т.д. В конце, возможно, он открыл бы собственный приют для животных или поспособствовал принятию гуманного закона об обращении с братьями нашими меньшими.
<tab>Как видим, сюжет изменился до неузнаваемости.
<tab>Поиграем еще немного.
<tab>Вариант 2. Метаидея – «Зоозащитники – больные на всю голову люди, мешающие жить добропорядочным гражданам». <tab>Под влиянием этой сверхзадачи Славка из доброго, отзывчивого, стойкого паренька превратился бы в маловменяемого неврастеника, который не может устоять перед соблазном привести в дом очередную больную-блохастую-вонючую-мерзкую тварь. Квартира его закономерно превращается в хлев, соседи жалуются на вонь-блох-шум и т. п. Дело решает милиция, и в квартиру, очищенную от асоциального элемента Славки и его подопечных, перебирается милая порядочная семья, животные в которой – исключительно в виде игрушек.
<tab>Вариант 3. Метаидея – «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным».
<tab>Сенбернар, подобранный Славкой, оказывается бешеным, кусает его и его домашних. Смерть основного персонажа, драма, ангст, даркфик.
<tab>Варинт 4. Метаидея – «Общение с животными нас облагораживает».
<tab>Бомж Славка находит замерзающего котенка и, заботясь о нем, бросает прежнюю жизнь, избавляется от вредных привычек, находит работу и становится уважаемым членом общества.
<tab>Вариант 5. Метаидея – «Показать, почему люди спасают бездомных животных».
<tab>Весь сюжет разворачивается вокруг несчастного приютского детства Славки, проводятся параллели с тем, что спасая и отогревая котиков, он тем самым согревает и спасает себя самого.
<tab>Продолжать можно если не бесконечно, то, во всяком случае, очень долго. В зависимости от метаидеи будут меняться мир, характеры героев, сюжет, стиль вашего произведения и т.д.
<tab>Нужно сказать, что сверхзадача не всегда выражается автором конкретно – так, как я приводил в примерах выше. Но, особенно для больших знаковых произведений, она зачастую является отражением жизненной позиции самого писателя. Иными словами: вы, возможно, и не проговаривали себе метаидею текста, пользуясь правилами один и два. Но то, как вы смотрите на мир, ваша система ценностей уже заставит вас, пусть и неосознанно, писать именно так, а не иначе. Например, автор, считающий расизм злом, вряд ли сделает расиста положительным героем своего произведения, равно как и вряд ли станет восхвалять через сюжет своей работы политику апартеида в ЮАР или порядки в США в эпоху сегрегации.
<center>***</center>
<b><tab>Автор не знает, что хочет сказать: творческий кризис</b>
<tab>Расплывчатой жизненной позиции может быть достаточно, чтобы написать произведение. Случаются, однако же, ситуации, когда сверхзадачу текста нужно именно сформулировать и проговорить, сделав ее как можно более конкретной. Одно из показаний к этому – творческий кризис.
<tab>Бывает так: автор пишет большую работу. Написал уже довольно много. Сцены, каждая сама по себе, замечательные. Герои живые. Мир прописан. Приключения. Интриги. Отношения. И вдруг, среди всего этого великолепия – начинается ступор, который автор лучше всего выражает восклицанием: «Я не знаю, что писать!»
<tab>И все. Сюжет почему-то разваливается. Прекрасные, драматичные сцены не связываются между собой. В поведении персонажей нет логики – и все повествование вдруг застывает, как механические часы, у которых закончился завод.
<tab>Если вас постигла эта незавидная участь – вернитесь к началу. Задайте себе этот вопрос: «Автор, что ты хотел сказать?» И найдите свое «кольцо всевластия». Вполне может оказаться, что, отвлекшись на красоты стиля, прорисовку всевозможных нюансов характеров героев или матчасти мира, вы перестали за этими деревьями различать лес. Каким бы огромным ни было ваше произведение, вам не удастся отразить в нем всю жизнь или весь мир целиком. Всегда нужна некая призма, которая выделяет какие-то одни стороны и отводит на задний план другие. Сверхзадача – это своеобразный вектор, который задает направление сюжету, изменениям характеров героев и т.д. Помните, как в школе на уроках физики к железным опилкам подносили магнит, и они все поворачивались в одну сторону? Здесь принцип такой же.
<tab>Другая сложность, с которой можно столкнуться, забыв метаидею своего текста – это невозможность завершить работу. Можно писать годами, постоянно редактируя и исправляя написанное – и все время мучиться от ощущения, что что-то все-таки еще упущено, какая-то сторона сюжета не раскрыта, что-то недосказано.
<tab>В этом случае важно вспомнить о том, что сверхзадача текста – это та цель, вывод, к которому вы приходите сами и подводите читателя. Если вы ее не осознаете, то уподобляетесь кораблю, который обречен на вечное плавание, поскольку не знает, куда должен попасть.
<tab>Таким образом, сверхзадача или метаидея текста – это тот фундамент, на котором вы, осознанно или нет, строите свое произведение. Для читателя – это то ценное, что он вынесет из вашей работы. Для писателя же – это та основа, отталкиваясь от которой можно написать качественную, цельную, непротиворечивую в своей сути работу.
<tab>Чего всем собратьям по перу и желаю.