Груня Октябрь 12th, 2007, 2:04 am
"то есть вы хотите сказать что кризиса в книгоиздании нет?"
Вот здесь стоп, не надо подменять понятия. Одно дело, "падают тиражи детективов", другое - "кризис перепроизводства книг".
Мы с вами, Данро, о кризисе не говорили, мы говорили о падении тиражей детективов. Вернее, вы. "Тиражи детективов падают" - вот ваши слова. На что я вам ответила, что как Кристи читали во всем мире - так и будут читать. То же самое с Гарднером, Чейзом, Буало-Нарсежаком, Стаутом и еще рядом авторов. Это, если хотите, классика, золотой фонд. Их всегда будут читать и печатать, во все времена.
Другое дело, современные российские авторы. Дело том, что в пост-союзной России издательства негосударственные, коммерческие появились совсем недавно, каких-нибудь десять-пятнадцать лет назад. А что значит частные издательства? Это значит, издательства, свободные от идеологии, ориентированные исключительно на спрос. Спрос диктует кто? Правильно, потребитель. То есть массовый читатель. А массовый читатель – это кто? Правильно, обычный человек, работяга-труженик. Не имеющий представления о том, что значит «художественный образ», и покупающий книгу с одной целью: развлечься после работы, отвлечься от повседневных проблем и забот. Для него книга – такой же продукт, как макароны или тапки. Нужен – он покупает, не нужен – не покупает.
Дальше. В советское время на территории всего СССР наблюдался тотальные дефицит всего: питания, одежды, бытовых товаров, банальных скрепок и то проблема была купить. Был дефицит и книжной продукции. Купить понравившуюся книгу было весьма сложно: переводили мало, а что писали сами – диктовала власть вкупе с союзом писателей, иначе не издадут. При магазинах существовали обменные фонды, в очередь на Пастернака с той же Кристи записывались на месяцы вперед, а если и удавалось что купить, то вот вам в нагрузку к «Кровавой жатве» Д.Хэммета производственный роман писателя Гапоненко в четырех томах и сборник стихов бурятских поэтов, который в нормальной жизни вы сроду не купите.
Что случилось потом? В результате путча и смены модели государственного управления наша экономика из области административно-командной переместилась в область свободной (вот тут не возражайте, речь идет о категории относительной, а не абсолютной), и оказалось, что отдельные предприимчивые люди получили возможность зарабатывать деньги, производя разные товары и продавая их соотечественникам. В том числе и книги. Вот только для того, чтобы заработать на книгоиздании, надо продать как можно больше, а что издавать? Пушкина тиражом 10 тыс.? Так с таким тиражом денег не заработаешь, аренда-электричество-сырье-зарплата требуют затрат, еще и должен останешься. Западные авторы неплохи, их «продукт» проверен западным же потребителем, но, во-первых, они не русские, поэтому и пишут не для русской аудитории, а во-вторых, их копирайт стоит немалых денег. Вот и получается, что, с одной стороны, возникла потребность в русских авторах, которые писали бы для соотечественников «развлекуху» погонными метрами, довольствуясь при этом мизерным гонораром, а с другой стороны, есть целая категория людей, которые не мыслят себя без вождения день-деньской ручкой по тетрадке, или, в духе времени, набивания текста «на клаве». Эти люди и стали пионерами российского писательского союза. Так появилась Маринина, так появилась Донцова, так появилась Устинова (женщины читают больше мужчин, потому и литературы для них выпускается больше). Более того, так появился уникальный гибрид детектива непонятно с чем: вроде и убийство есть, но основное наполнение человека нормального сведет с ума: кошки-собачки, любовь-морковь, стирка-готовка, и все это сдобрено изрядной долей «иронии» в худших традициях Голливуда – торт в лицо, испачканные чернилами щеки, пукательные подушки, соль в чай и пр.
Проблема не только в детективе, то же и в других жанрах. Возьми что угодно: фантастику, фэнтези, семейный роман – толпы и толпы «левых», безграмотных людей с корявым языком, отсутствием интеллекта и малейшего представления о том, как строится композиция или для чего пишется детектив, стройными рядами шагают в издательства, сжимая в руках все новые и новые «нетленки». То же на телевидении: помните, как весь Союз с придыханием смотрел «Изацру», потом «Богатых», потом «Марию» - и все это притом, что указанные сериалы были весьма низкого качества, а выпускали их страны третьего мира – Бразилия и Мексика. Вымирали скверы, в магазинах не оставалось ни одного человека, люди отпрашивались с работы пораньше – лишь бы узнать, скажет Лусия дону Алонсо-Игнасио Эстебан-Курэйра в сороковой серии, что двадцать три года назад она была беременна от Алехандро Бастидо, или нет. Потом наши наконец смекнули, что выгоднее не продавать сериалы, а делать их самим – и вот уже сетку заполонили «Просто Любови», всякие «Судьбы» и «Волчицы», где несчастные актеры вкалывают по четырнадцать часов, с утра до вечера, хуже гастарбайтеров, а простой народ с придыханием смотрит уже за перипетиями отношений Елены Сергеевны, потомственной ткачики, и Николая Степановича, бывшего моряка. На написание сценария отряжаются целые команды, авторы скрипят перьями круглые сутки, выдавая один идиотизм за другим, и вот уже искусство кинематографа превращено в конвейер полного цикла. Продюсеры находят деньги, пущена реклама, актеры проходят кастинг и тут же начинают сниматься, второпях строятся новые декорации или подкрашиваются купленные по дешевке старые, а авторы лихорадочно додумывают, что же будет в завтрашней серии. И только зритель не понимает, как можно снимать такую ерунду, да еще по триста серий, да еще с одними и теми же актерами в главных ролях. Остальные все довольны. Продюсеры отбили бабки, рекламодатели продали пасту и прокладки, молодые актеры получили работу, авторам заплатили гонорар за каждый килограмм рукописи, а журнал «Жизнь звезд» написал пространную статью о том, что в связи с запуском сразу двух новых сериалов к сонму отечественных «звезд» прибавилось еще четырнадцать. Причем половина из них еще не закончила учебу в культпросветучилище, а другая половина живет в общаге. Стоит ли удивляться, что после этого у нас снимают сериал по Булгакову. И, хотя ухлопано два миллиона государственных денег и даже в первый день фильм не прерван ни одной (!) рекламой, смотреть на это нельзя даже за деньги. Как сказал один мой знакомый таксист на сцену разгрома квартиры Латунского: «А что это прокуроша голая бегает?» Я не смогла ему ответить. Искренне надеюсь, что сможет Бортко.
Причем все эти люди объединяются в сообщества, как грибы после дождя возникают новые сайты для очередных «молодых авторов», пишутся учебники, книги-пособия и т.д. и т.п. «Как я стал популярным писателем» - пишут люди, фамилии которых никто не знает, кроме их мамы и соседей. Но нет, эти «счастливчики» издают одну, две, три, пять книг суммарным тиражом двадцать тысяч и кокетливо представляются: «Василий Уткин, издающийся писатель». Ну да, есть же еще и неиздающиеся….
Если бы я работала редактором, я бы, наверное, сошла с ума: я встречала лишь пару рукописей, где не нужно было на каждой странице править ошибки. Естественно, что вся эта полу- и непрофессиональная лавина самостийных писальщиков рано или поздно должна была захлестнуть склады и магазины, что мы сейчас и наблюдаем. Практически все, что сейчас издается, рано или поздно оказывается в палатках с не умеющими даже написать собственное имя киргизами-продавцами, где любую книгу отдадут за двадцать-тридцать рублей, только возьмите ради бога.
Ситуация на книжном рынке напоминает продуктовый бум конца девяностых. Там тоже сначала принялись вагонами делать и продавать гнилую муку, пирожки с каменной начинкой и прочие конфеты-сигареты под общим названием «Отдай врагу». Причем обезумевшие от десятилетий голода люди сметали с прилавков все. Естественный этап, но он прошел. Попробуй-ка сейчас накормить хоть кого плохой вермишелью, пусть за десять рублей – возьмет? Нет. Он лучше пойдет в магазин и выберет из двадцати сортов нормальную, за двадцать. А потом сварит и съест в кругу семьи. Так будет и с книгами, уверена. Вся эта накипь схлынет, мало-помалу мы перейдем от количества к качеству. Конечно, жанры «по интересам» останутся, но не в таком количестве. Все эти сюсюкающие тетки из «детективов», все эти «Лютые-Бешеные», все эти храбрые чеченские офицеры из боевиков, отрада «героев», неделями не встающих с дивана. Спрос на «второсорт» будет всегда, но восприниматься он будет именно как «второсорт», а не как обычное явление. Уже сейчас среди некоторых социальных слоев стыдно, непрестижно читать ту же Шилову или Пучкова. Эти вещи читают в туалете, запершись от всех, и никому никогда об этом не рассказывают. Перечитайте Минаева – никудышный литератор, а тенденцию уловил четко. Еще несколько лет, и «модная» литература тоже отойдет на второй план, все эти Робски-Бушнелл-Ленские-Малаховы. Исчезнуть тоже не исчезнут, это как газета «Скандалы», спрос на них будет всегда, но рано или поздно мы придем к цивилизованному книжному рынку. На котором главными фигурами будут профессионалы, а не случайные люди.
Что касается «пиратов», то мое мнение неизменно: истинные «пираты», которые действительно могут нанести вред автору – это нечестные издательства. Это они с их «левыми» тиражами крадут значительную часть дохода автора и кладут его себе в карман. Хорошую книгу читатель всегда захочет иметь на полочке. Даже если он ее читал. Хотя бы для того, чтобы перечитать. А если книгу прочел в электронной библиотеке и не захотел приобрести – так это не книга, мазня. И беспокоиться по ее поводу могут лишь те, кто ее написал. Кто неуверен в собственных силах. Кто боится, что его «нетленки» как раз из этой категории: прочел-забыл. Кто не верит – посмотрите на собственные полки. Есть там книги? Есть. Вы их купили, еще не будучи знакомы с содержанием? Нет. В противном случае, вы вообще купили кота в мешке. Про коммерческие «фантики» в ярких упаковках я не говорю, отдельный разговор.
Так вот, возвращаясь к теме беседы. Тиражи донцовых, малаховых и прочих чиклитов будут сокращаться. А ведь они – хэнлайнеры, продержаться дольше остальных. Прочая шелуха и вовсе отпадет сама собой. Кроме тех, кто найдет силы и возможности перейти на качественной иной уровень, на профессиональный. И вот тут-то и всплывут те же «правила создания детективных романов». Тем же, кто сознательно их игнорирует, кивая на ту же Агату Кристи, сочувствую. Потому что где они, и где Агата Кристи. Она – величина мирового масштаба, а у нас на форуме нет никого, кто дотягивал бы до «звезды» хотя бы по меркам внутрироссийским. Кризис книгоиздания есть, но его легко избежать авторам, которые пишут хорошие книги. Их он не коснется, от хорошей литературы еще никто не отказывался. И не откажется. Вот и вся арифметика.
"Неужели красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу? Красота - это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания".
С. Моэм