Груня Октябрь 20th, 2007, 12:04 am
Голый талант никогда не был залогом успеха. Спросите любого известного в своей отрасли человека, добившегося хоть какого-нибудь успеха. Талант - всего лишь дар, предрасположенность. Можно иметь хороший голос, но это не значит, что на этом основании вас завтра же позовут петь в "ла Скала". Чтобы это произошло, нужно хотя бы овладеть нотной грамотой. Я не отрицаю, есть отдельные самородки, один на миллион, но на этом форуме вы их не найдете. Иначе их давно бы уже издали и переиздали.
Талант - предрасположенность. Остальное - работа.
Что касается экономического детектива - отдельный разговор. Он может быть психологическим, может. Но не перестанет быть экономическим, понимаете? Вы хнаете хоть одного всемирно известного автора экономических детективов? Я - не знаю.
Нил Гейман. Он что, мировая знаменитость? Или хотя бы известен каждому - пусть не каждому, восьми из десятка - русскому человеку? Нет. А Иван Ефремов, что бы он там ни писал, известен лишь своими фантастическими романами, не очень-то, кстати, и талантливыми. Что-то я не вижу читательского бума по поводу Ефремова, если уж на то пошло. Стругацкие-то посильнее будут. Я об этом говорила, многостаночники - есть. Но таких талантливых, чтобы быть известными широким массам - нет. Мешает "многостаночность", понимаете? Мешает. Если Волочкова вдруг начнет писать книги, или займется живописью, это будет отличная пиар-акция. Но если она всерьез захочет стать известным художником, она потеряет и там, и там. Она перестанет быть балериной и не станет живописцем.
Другой пример, ближе. Допустим, тот же Лукьяненко начнет писать детективы. Станет он лучшим? Нет. Всего лишь займет место в списке "второпланников", и это в лучшем случае. И лидирующие позиции в фантастике тоже потеряет, отвлекшись на непрофильный жанр. Можете сколько угодно рисовать из меня пожирателя младенцев, но меня удивляет, что вы действительно этого не понимаете. Или не хотите понять.
"я - никому неизвестная бездарность "
Не надо утрировать. Вы очень любите глагол "передергивать", но постоянно передергиваете сами. То, что из десяти опрошенных на улице людей вас назовут в лучшем случае два-три, не значит "никому не известный". Это просто факт, данность. И про "бездарность" я не говорила, это ваши собственные измышления. До чего вы, писатели, обидчивый народ, до чего любите становиться в позу. Для вас промежуточных моментов нет, мир поделен на черное и белое? Ну, имеется у вас своя аудитория, как и у любого издающегося автора. Ну, составляет эта аудитория десять тысяч, грубо говоря (согласно тиражу, я не знаю, какой у вас тираж). Ну, двадцать. Ну, тридцать. Ну и что? Вы к этому стремились, к этому других призываете? Я знаю, например, что стать президентом страны очень сложно. Но я также знаю, что у того, кто этого хочет, к этому стремится, шанс есть. А у того, кто даже не думает - нет. Нет шанса, понимаете?
Вот вы предлагаете подождать годик-другой. Давайте, давайте подождем! И если через год-два вас будет знать вся страна, мы вернемся к этому вопросу. А если нет - вы признаете свою неправоту. Идет?
Проблема-то в том, что вы и через два года ее не признаете. Найдете объективные причины, случаи. Отговорки. Все писатели так делают, что вы мне рассказываете.
"Я утверждал и утверждаю, что знание схемы никого не сделало гениальным писателем"
Вы на основании чего это утверждаете? Собственного опыта? Но ведь вы не являетесь одним из десятка, скажем, самых известных детективщиков России. И это подтверждает мое положение, нет? Знали бы вы азы, умели бы с ними работать - и ломать привычные схемы в том числе - наверное, добились же большего успеха. Разве нет? Я не могу принять ваше утверждение, потому что оно ничем не подкреплено, понимаете? Професионала от любителя отличает знание профессиональных приемов и тонкостей. Знание, слышите? А как он ими распорядится - это другой вопрос. Но, не зная ничего, нечем и распоряжаться. Вот и все.
"Я утверждаю, что знание схемы никого не сделало гениальным писателем". Следуя логике этого утверждения, получается, что гениальным писателем может стать лишь тот, кто не знаком с стандартными схемами и правилами. То есть гениальным писателем может стать лишь тот, кто не имеет профессиональных знаний. Стать известным может лишь незнайка и самоучка. Этот постулат я не могу приложить ни к одной отрасли человеческой занятости. Нельзя стать хорошим сантехником, не зная, какие бывают трубы. Нельзя стать хорошей балериной, не умея стоять на носках. Нельзя стать хорошим певцом, не упражняя голос. Нельзя стать хорошим писателем, пренебрегая правилами русского языка. Нельзя стать хэдлайнером жанра, не зная, по каким правилам этот жанр работает.
Мы вернулись к тому, о чем я недавно писала. В связи с особенностями развития нашей страны мы стали свидетелями парадоксального явления: толпы людей, не имеющих представления о теории литературы и не знающих,ю как правильно пишется слово "веснушчатый", стройными рядами шагают в издательства. И их издают. И народ читает. Потому что народ лучшего не видел, потому что выбирать не из чего. Потому-то у нас самые известные авторы детективов - Донцова, Маринина и Устинова, которые к настоящему детективу имеют такое же отношение, как колбаса из собачатины к сервелату. У осетрины бывает только одна свежесть, первая. Первая, она же последняя. Единственное исключение на этом фоне - тот же Акунин. Который подошел к вопросу профессионально и тут же взлетел на вершины рейтингов. Чьи романы отличаются от романов перечисленных выше авторов как небо и земля.
Не может долго продолжаться ситуация, когда в писательских рейтингах лидируют пришлые люди. Это противоречит законам жизни. Когда возникает новая ниша, всегда набегает куча предприимчивых граждан с целью поживиться, но только в первое время, в период неразберихи. Потом приходят профессионалы, берут отрасль в крепкие руки, и весь сор отлетает. Так будет и у нас, вопрос времени. Потому-то, кстати, наши "лучшие" образцы жанра не годятся в подметки образцам западным. Там этим занимаются профессионалы. А у нас любители. В советское время, например, был запрещен профессиональный бокс, существовал только любительский - и что? Наши "любители" во время международных соревнований не выдерживали и одного раунда. Потому что не были профессионалами, не тот уровень. Неужели все это - действительно эзотерическое знание, которое доступно только мне? Вопрос, сами понимаете, риторический.
Мне лично иногда кажется, что вы не о том спорите. Таблица умножения, безусловно, ни из кого еще не сделала талантливого математика. Но ни одному талантливому математику она еще не помешала. Более того, я не знаю ни одного талантливого математика, не знающего таблицы умножения. Ни одного.
зы: если у вас появилось желание написать очередной пост с "несоглашением" - давайте побережем время друг друга. давайте подождем два года. время, как обычно, все расставит по своим местам.
"Неужели красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу? Красота - это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания".
С. Моэм