Альт Октябрь 10th, 2007, 10:01 pm
Каролина, а можно я здесь размещу рецензию на один конкурсный рассказ? Как пример. Подходящий или не подходящий:)
Сердце Форхедлина
Всегда, когда читаю рассказ неизвестного мне автора, я невольно оцениваю и автора, и его произведение. Мне хочется понять, что за человек стоит за этими рядами слов, какой он, каков его литературный уровень, как он умеет подать историю. Как он умеет писать.
Автор «Сердце Форхедлина» писать, без сомнения, умеет. Мне это становится ясно, как только читаю первые строки: «В пустых и гулких комнатах замка гуляют сквозняки, широкие и мрачные галереи пугают безмолвием». Нарисованная картина удивляет красивой точностью описаний. Одна строка – и я вижу заброшенный замок. Дальше - лучше. Рисунок повествования не оставляет сомнений: передо мной произведение человека умеющего описывать мир рассказа. Умение красиво писать – нелёгкое умение, по моему мнению, чаще присущее женщине, нежели мужчине. Итак передо мной женщина, несомненно умеющая красиво писать.
Очередная фраза лишь подтверждает это. «…я так мечтал побывать здесь, в этом замке, чьи башни, окружённые лесами гор, видны с главной площади нашего города…» То самое - «лесами гор», которое так смутило некоторых критиков, меня просто приводит в восторг. «Лесами гор» - поэтическое сравнение, которое одной фразой, двумя словами описывает заросшие лесами склоны гор, обступившие город. «Леса гор» и я вижу… Леса гор! Я начинаю понимать, что автор не просто пишет красиво, он обладает удивительной поэтической способностью подбирать метафоры. Ну, разве это не красиво? «Начищенный паркет гулко отражает мои несмелые шаги. Разноцветные куски стекла в окнах складываются в причудливые узоры, пугая уродливыми бликами.» Картина сразу встаёт перед моим взором. Я вижу эти окна и слышу этот паркет.
Сеть рассказа, сплетённая из красиво выстроенных слов начинает постепенно накрывать сознание. Передо мной предстаёт старинный замок, в нём юноша, которого ведёт слуга в красно-золотой ливрее. Юноше всего тринадцать, но он серьёзен не по годам, и его предназначение - жертва замку. Его жизнь продана в обмен на спокойствие горожан. « Что такое жизнь одного человека, принесённая в жертву ради безбедного существования сотен семей города?» Юноша – Главный Герой. И вот Герой предстаёт перед хозяином замка, который больше похож на смерть, чем на человека.
Моё сознание скользит по внешности хозяина замка. Я слышу его диалог с юношей, которого зовут Пауль. Очередная фраза, очередное предложение, которое бьёт точно в цель: « Как они там сейчас? Наверное, мама уже накрывает на стол, а отец неподвижно сидит возле печки, подкидывая сухие поленья. Он всегда так делал, когда в семье были плохие времена...» И вот я знаю про семью Пауля всё. Автор сумел несколькими штрихами вписать придуманный внутренний мир своего Героя в мою память. При помощи нескольких ёмких фраз автору удаётся полностью завладеть вниманием читателя.
Я начинаю жить в придуманной истории. Я вижу, как Пауль идёт по замку в поисках задания, которое должен выполнить до того, как взойдёт солнце. Герой должен найти сердце замка. Сердце Форхедлина. Иначе ему грозит превращение в одну из множества мраморных статуй. Рассказ, который поначалу воспринимался, как реальная история, постепенно превращается в сказку. Переход этот едва уловим, сказка начинается с того момента, как «Откуда-то взялся ветер, подхватил меня за ноги, и я, даже как следует не успев испугаться этому, очутился в ночном саду»
Теперь я вижу, что очутился в сказке, которая чем-то напоминает арабские, восточные. В тоже время явно, что всё действие происходит в европейском средневековье. Я попадаю в мир фэнтези.
Вместе с Героем я брожу по залам Форхедлина в поисках сердца замка. Я вижу множество чудес, поражающих взор. Музыкальная комната, павлин с хвостом из ста глаз, Приёмная Гостевая Зала, Павлиний Кабинет, Зелёная Спальня... Мраморная Зала. Пока не попадаю в столовую, где сидит девочка.
« - Ты живёшь здесь? – вновь задал ей вопрос.
- Наверное, - девочка Флора неожиданно печально и глубоко вздохнула.»
Девочка, которая «наверное живёт здесь». Это явная находка автора. Герой рад девочке, «рад поговорить с живой душой», но часы неумолимо отсчитывают песок оставшейся ему жизни.
Стоп! Тут я, наконец понимаю, что меня так влечёт к этой сказке. Эта сказка - жизнь. Вот одна зала, вот другая, вот мы идём по жизни от двери к двери в поисках главного - Сердца. Мне кажется, именно эта интуитивная, тайная идея рассказа придаёт ему особое очарование. Мне думается, что автор не совсем сознательно, скоре интуитивно прописывает эту идею. Не ту явную литературную, которая стержень истории, а эту, которая по наитию. Почему интуитивно? Потому что иначе автор стал бы усиливать деталями эту линию рассказа. Но здесь я этого не вижу и делаю вывод: автор ещё в периоде становления. Скорее всего, ещё не писал более крупную форму, чем рассказ, но уже очень красиво умеет создавать мир придуманной истории. Портрет становится яснее, сюжет точнее.
Последнее, что встречается на пути – Зеркальная зала. «… я увидел себя - встретился глазами со своим отражением. Моё лицо выглядело каким-то осунувшимся, а глаза – полубезумными, с тревожными огоньками на дне зрачков…» Подойдя к финалу Герой закономерно видит собственное отражение, отражение своей души.
Сердце Пауль не нашёл, да и разве найдёшь его среди украшений из золота или даже произведений искусства? Он приходит к финалу, его краткая жизнь приближается к концу. Старик, так похожий на смерть, задаёт вопрос без ответа.
Пауль, как и все предыдущие жертвы, отвечает неправильно. Нельзя увидеть то, что находится не снаружи, а в душе. Старик доволен, очередная статуя скоро украсит покои его замка. Но внезапно ответ Паулю подсказывает сердце. Именно в нём живёт Форхедлин. «Ведь покуда верит кто в красоту и совершенство каменных стен, до тех пор замок и продолжает жить...» Старик исчезает. Пауль становится новым хозяином замка.
Сказка очень красивая, но главное в ней финал. Разве можно её лучше завершить?
« А после широко распахну двери и ворота Форхедлина, открывая их навстречу людям, чтобы прекрасный замок навеки поселился и продолжал жить во множестве сердец.»
Если ты любишь, то посели эту любовь в сердцах людей. И тогда замок Форхедлин будет жить вечно.
В сердце.
В общем, талантливый автор, который наверняка не раз радовал читателей рассказами и будет вскоре радовать своими книгами.
Ну, а теперь то, что стоит улучшить. Сам рассказ написан красиво и потому невольно прощаешь небольшие зацепки, но всё же если их обработать, наверное, станет лучше.
Не так много.
«Такое условие поставил барон вместо тех сундуков золота» - Возможно, стоит уменьшить плату за заложников? К сожалению, бесценная человеческая жизнь никогда дорого не стоила. В средневековье, тем более.
«Поднимаясь по мраморной лестнице на второй этаж, я насчитал шестьдесят три ступени – какая длинная…» Может лучше: …по мраморной лестнице на верхние этажи.
«Спина его скрючена, будто груз прожитых лет притягивает к земле». А если «будто» заменить на «словно»? Спина его скрючена, словно груз прожитых лет притягивает к земле.
«Мой дом не идёт ни в какое сравнение с вашим, сэр.» Может лучше - сир?
«Ведь покуда верит кто в красоту и совершенство каменных стен, до тех пор замок и продолжает жить». Мой вариант: Ведь покуда веришь в красоту и совершенство каменных стен, до тех пор замок и продолжает жить.
И самое главное.
«- Может быть, я не прав! – выкрикнул и, запинаясь, продолжил, - но... но замок жив, если в него верят люди. Я бродил по прекрасным залам, восхищаясь увиденным великолепием, я думаю, что даже разговаривал с его душой... Не знаю и не ведаю, где сердце замка, но уверен, что покуда я жив, Фордхелин навсегда останется в моём сердце!»
Финальную догадку надо сделать убедительней. Мне кажется, необходимы какие-то вставки-картины, лучше короткие, как вспышки, чтобы не размазать финал. Например, Пауль увидел что-то и у него появилась ассоциация с любовью в сердце. Его внезапно пронзила догадка.
Ну и конечно впоследствии стоит вписать в рассказ подземелье. В жизни любого человека всегда имеет место не только Золотая зала, но и мрачное подземелье.
Я верю, в силах автора сделать так, чтобы в сердцах людей поселилась любовь к замку Фордхелина