Виктор Кобеев Апрель 14th, 2019, 9:13 am
В последнее время всё чаще и чаще в сети стали появляться руководства - «как стать писателем, художником, музыкантом». По понятным причинам меня интересуют инструкции именно для тех, кто желает попасть в писатели. Почему появляются подобные материалы? Наверное, есть спрос, иначе бы и смысла не было тратить время на то чтобы давать советы. Всё это напоминает эпопею – «как стать миллионером». Книги на каждом углу, а вот о людях, которые стали миллионерами благодаря этим инструкциям я не слышал, может они и есть. Надо сказать, что авторы таких дорожных карт к вершинам успеха, люди искушённые, и в своём деле далеко не новички. Обычно они оставляют для себя «шлюз» определяя границы советов как, весьма относительные, что в переводе означает – «не пеняй на зеркало, коль рожа кривая». Иногда прямо пишут о том, что идеальный текст - это мёртвый текст. Можно, конечно, долго спорить о том, какой текст идеален, ибо точное определение придумать сложно. Текст, написанный по всем правилам классического литературного языка? Или же текст, наиболее полно учитывающий психологию восприятия печатного слова? Или тот, который лучше раскрывает творческий замысел автора? Что-то ещё? И т.д., и т.п. ... наверное, всё сразу. А такое, вообще, возможно? Сомневаюсь, но иногда встречаются работы, где всё настолько гладко, что ваше вниманию будто скользит по льду, не за что не цепляясь. Нет главного, нет интереса, хотя написано по всем правилам.
По-хорошему завидую терпению и скрупулёзности создателей таких путеводителей по тайнам литературного мастерства, ибо они, досконально проработав десятки, если не сотни творений начинающих писателей, на примерах разбирают их ошибки и объясняют что и как делать, и чего не делать и дают конкретные советы как продвигать своё творчество. У меня бы терпения не хватило. Из всего этого сам по себе напрашивается вывод - скорее всего, среди писателей должны быть сплошь филологи и журналисты, то есть люди, которые не понаслышке знают как «оно надо». Их этому учили и доктора словесности и кандидаты в доктора - профессионалы самого высокого уровня безо всяких кавычек. Да и психологию им тоже преподают. Попасть на журфак куда труднее, чем в инженеры, милиционеры или, скажем - акушеры. Конкурс, ой какой! Пара «лишних» запятых во вступительной работе подобна паре реактивных двигателей, которые пронося т мимо заветных списков зачисленных в студенты. Случалось и такое. Это вам не машиностроительный факультет. Туда народ набрать не могут даже на бюджетные места. Ребята в журналисты идут явно не глупые, им бы и карты в руки, но отчего-то возникают сомнения... Ради интереса я просмотрел биографии знаменитых писателей, тех, кого проходили в школе, кое-кто мимо, и тех, кого не проходили, а просто читали и читают. И что же? «О сколько мне открытий чудных готовит просвещения дух!» - вот уж прав был наш великий классик! Только вместо «просвещения» можно поставить - «интернета». Писателей выбирал только по одну признаку – тех, кого представлять не надо, их и так все знают.
Хемингуэй, к примеру, литературного образования не имел. Уму разуму и профессиональным навыкам его учили корректоры и редакторы газет, где он работал репортёром. Хорошо, надо сказать, потрудились, основательно, Нобелевского лауреата вырастили.
Джек Лондон, где только не был, и кем только не работал, и даже учился в университете целых полтора года, но так и недоучился.
Некрасов, наш русский поэт, тоже окончил целых два курса университета.
Маяковский - гимназист, отчисленный за «неуплату», как и лауреат Нобелевской премии - Иван Бунин.
Есенин – учился один год в университете, на факультете истории и философии. Дальше дело не пошло. Но какие стихи сочинял!
Дюма – вообще не имел никакого образования, зато «писал красивым почерком». Знания черпал, читая других авторов и посещая театры. И приятно и очень полезно, как оказалось. «Три мушкетёра» - бестселлер всех времён и народов. По тиражу уступает только Библии. И многое другое тоже издавалось не единожды и не сотней штук. Перечислять смысла не имеет.
Конан Дойл – медик. Сколько раз и где переиздавали его Шерлока со счёта сбиться можно. И до сих пор фильмы снимают. Даже последователи появились. То доблестного Шеролока засунут в наше время, то ещё куда. И ничего, народ смотрит.
Граф Толстой, Лев Николаевич – три курса юрфака Казанского университета, несостоявшийся юрист. С немецким у него что-то там не заладилось, или с преподавателями немецкого.
Граф Толстой Алексей Николаевич – почти окончил Петербургский технологический институт. Помешали занятия литературой. Но зато какой «Пётр Первый» получился, да «Хождение по мукам» тоже не слабая вещь!
Граф Толстой Алесей Константинович (Козьма Прутков, его детище со товарищи братья Жемчужниковы) – в возрасте семнадцати лет был определён «студентом» (это как это?) в Московский главный архив министерства иностранных дел. И всё на этом.
Габриэль Гарсиа Маркес – тоже Нобелевский лауреат, почти юрист, однако без диплома.
Ярослав Гашек - торговый работник, которого взяли на службу в банк из уважения к памяти отца. Правда, до этого пообещали расстрелять за то, что громил немецкие магазины. Но обошлось Этот начинающий банкир, просто плюнул на свою работу и ради интереса, даже не написав заявления об увольнении, подался бродяжничать, из-за чего вскоре вновь состоялось его близкое знакомство с полицией. Стражи порядка не поняли и не оценили такую творческую командировку, несколько раз «закрывали», однако отпустили.
Агата Кристи имела «хорошее домашнее образование, в том числе и музыкальное», на этом её университеты закончились. Дальше с семнадцати лет она занималась самостоятельно. Учтите, что интернета тогда не было.
Эдгар По – поступил в университет проучился год, но пил и играл в карты, за что собственно и отчислили. Позже исключён из военной академии, опять же за нарушение дисциплины.
Лермонтов Михаил Юрьевич, кротким нравом не отличался, отчислен из МГУ «за вольнодумство», но зато окончил школу прапорщиков! Вот уж где учили, так учили, особенно, как правильно сочинять! Хотя Михаилу Юрьевичу повезло, до этого у него был персональный и очень хороший учитель словесности. Наверное, он и заложил основы.
Сименон Жорж не сдал выпускные экзамены в колледже. Двоечник, однако...
Ремарк - один год обучался в учительской семинарии, в современной интерпретации - педучилище.
Стендаль до 16 лет учился в Гренобльской Центральной школе в остальном - самоучка.
Михаил Булгаков - практикующий доктор, так же как и Антон Палыч Чехов, который работал в должности главврача районной больницы.
Сергей Лукьяненко – «главный дозорный» нашей страны – тоже врач, но по болезням душеным (психиатр).
Виктор Пелевин – инженер-электромеханик. Из Литинститута отчислили. За что не пишут, но деканат до сих пор, наверное, локти кусает, а может и в ладоши хлопает. Это, смотря, на чей вкус.
Аркадий Гайдар, детский писатель, воевать начал тоже с детства, с 14 лет (какая уж тут учёба в окопах) и, будучи, фактически несовершеннолетним (!!! ) командовал полком внутренних войск Советской республики. Об этом все знают, но как командовал – не все. Расстреливал без суда и следствия «бандитов», «потому что приговоры и протоколы оформлять было некому». За «превышение» едва не расстреляли его самого, так же как и Михаила Шолохова, который тоже двое суток ждал собственной казни. Будущий лауреат Нобелевской премии, автор «Тихого Дона» до этого успел поработать врачом (?!), окончил курсы налоговиков и занимался продразвёрсткой, да так лихо, что свои же посчитали, что его одного поставить к стенке дешевле, чем усмирять потом казачьи бунты. После, правда, отпустили обоих с миром. И правильно сделали, а то не видать бы нам ни «Тихого Дона», ни «Чука и Гека».
Достоевский – по образованию военный инженер с дипломом, которого тоже едва не расстреляли. В последний момент зачитали настоящий приговор. От такого вообще свихнуться можно, как один из его соратников по кружку «перашевцев».
Горький – с 11 лет «в людях». Образование тоже люди дали – научили читать, писать и считать. Однако один раз он всё же пытался поступить в Казанский университет. Не получилось. Оно и понятно.
Айзек Азимов - квалифицированный химик.
Рэй Бредбери окончил только среднюю школу. Учиться дальше не пришлось.
Артур Кларк - физик и математик.
Роберт Хайнлайн – морской офицер, учившийся в аспирантуре (физика и математика) после того как его списали по здоровью со службы.
Александр Грин - наш русский. Есть ещё два Грина, один кинорежиссёр, второй тоже писатель и сотрудник английской разведки, друг нашего разведчика Кима Филби, работавшего там же, в MI 6. Наш Грин закончил четыре класса вятского городского училища. Проблемы с географией были, но его «Алые паруса» каждый год Питеру приносят весьма неплохой доход. Всем бы так.
Бернард Шоу – ещё один лауреат Нобелевской премии, окончив школу, работал риэлтором, потом занялся журналистикой. Вот так, запросто. Представьте себе ситуацию, дорогие друзья. Вы, получив аттестат о среднем образовании и проболтавшись пару лет где-нибудь в конторе, приходите к главному редактору местной газеты и говорите – «хочу, мол... в журналисты». Как вы думаете, что вам ответят? Правильно, скорее всего, пошлют... учиться дальше или куда в другое место ... работать.
За Валентином Пикулем литературный кружок.
Жюль Верн – юрист.
Братья Вайнеры, и они филологического образования не имели. Аркадий Александрович - юрист, в прошлом начальник следственного отдела МУРа, Георгий Александрович тоже по образованию юрист, наверное, потому и детективы у них получались качественные. Им-то консультанты были не нужны.
Александр Мелентьевич Волков, написавший «Волшебника изумрудного города», практически наш земляк. Окончил Томский учительский институт по специальности математика. Там даже есть комната – музей с личными вещами писателя, куда приводят ребятишек на экскурсии. Тем более странно, что в интернете появилась информация о том, что он учился якобы в Ярославском педагогическом. Создатели сайта хотя бы картинки посмотрели, если уж читать не умеют.
Артур Хейли – «не получил законченного образования» (выходит даже среднего) не до этого было, война.
Олег Рой педагог- психолог, работал директором интерната.
Джером Селинджер – контрразведчик, правда, не наш, американский. Посещал курсы, где учили писать короткие рассказы, целых полгода ходил.
И так далее.
Однако в этой блистательной кагорте попадаются иногда и филологи. Борис Акунин, например, «японовед». Как я понимаю, специалист по японской литературе. Эдуард Тополь, тот самый, что всю Россию уложил в постель – профессиональный сценарист. Аркадий Натанович Стругацкий – военный переводчик с английского и японского, а вот Борис Натанович его брат, с которым они на пару писали фантастику, - астроном. Стивен Кинг, как и его коллега по цеху, и одновременно ближайший конкурент на рынке всякой нечисти, Стефани Майер – бакалавры английского языка. Бакалавр, конечно не профессия, а высокое звание, которое даёт право... мы уже знаем это благодаря Болонской конвенции. Почти специалист, но не совсем, хотя ребятишек учить, наверное, может. Джоан Роулинг – преподаватель французского языка. Родной отец хоббитов, гномов, эльфов и всех орков, Джон Толкин (Толкиен) - настоящий профессор филологии, как говорят, один из лучших в своём деле. Фёдор Иванович Тютчев, замечательный русский поэт, окончил словесное отделение Московского государственного университета. Он же - начальник отдела иностранной цензуры в царском «Главлите», по занимаемой должности. Может его творчество и в школе-то не изучали, лишь потому, что он – за царя, да ещё и цензор, и чиновник в придачу в звании генерала, то есть душитель свободы, как ни крути. Как бы красиво не писал, всё равно - «не наш». Наверное, есть и другие, но, пожалуй, это более похоже на исключение, чем на правило. Я говорю об известных писателях. О тех, чьи книги уже не один десяток лет продаются в магазинах, и о тех, чья звезда взошла совсем недавно, и говорю не для того чтобы у читателя сложилось превратное мнение о них как людях необразованных. Над собой они работали, иначе бы и не были знаменитостями. В любом случае, с дипломами или без, они писали так, что можно только позавидовать и образования для своего времени им хватало. Только образование - образованию рознь.
Сомневаюсь, что кто- либо из читателей, с лёгкой душой ляжет на стол к хирургу, имеющему только хорошее домашнее образование, как Агата Кристи. Или сядет в самолёт, созданный КБ, где работают одни юристы, экономисты, и единственный инженер – по охране труда. Быть может, вы уже готовы к тому, что ваши интересы в арбитражном суде будет отстаивать юрист, окончивший полтора курса техникума? Если да, то рискуете пролететь на приличную сумму. Вы желаете, чтобы вашего ребёнка обучал гувернёр, который имеет лишь «окопное» образование или занимался в кружке юных воспитателей местного дома культуры? Подумайте, как бы потом не потребовались услуги профессиональных педагогов коррекционного профиля, но уже в погонах МВД или Минюста.
Всё это я написал только с одной целью – показать, что профессиональное образование весьма слабо влияет на успех в литературе, если вообще влияет. Зато сколько учителей как писать надо! И как место себе оформить, и как активность свою творческую повысить и чем питаться чтобы… и так далее. Но на какой-то книжной ярмарке в Германии западные издатели купили, напрягитесь… наши отечественные шедевры - «Машеньку с медведем» и, кажется, «Счастливый желудок». Это что? А это всё, комментарии излишни. Приехали.
Но почему всё же одних читают, а других нет и как «оно надо», чтобы читали? Чем популярный автор отличается от не популярного? О талантах не говорю, ибо никто толком не знает что это такое - талант. Не только в литературе. Однажды я задал подобный вопрос мэтрам холста и кисти, и ответ примерно тот же. Как я понял, и они не в курсе. Слишком уж всё субъективно, ибо нет количественных показателей. Да в этом деле и быть их не может. Скорее всего – это вопрос математики, как ни странно это звучит на первый взгляд. В данном случае я не говорю о целенаправленном PRе. Там другой расклад. Как мне представляется, все настоящие знаменитости сделали только одно – они интересно рассказали именно то, что от них хотели слышать люди. И им это удалось, без разницы как, но удалось. Поэтому если кто-то из пассажиров в пригородной электричке пропустит свою остановку, зачитавшись романом, который написали вы, дорогие друзья, считайте, удалось и вам. Вы сорвали свой джекпот. А до того как это произойдёт, каждый кто пишет, будет кидать на игровой стол самые дорогие жетоны – секунды, дни и годы своей жизни, того что отпущено нам судьбой для пребывания в этом мире. Все знают, чем выше ставки, тем выше вероятность выигрыша, хотя это «казино» никаких гарантий не даёт. Но кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Или как раз тот и пьёт? Совсем недавно мне на почту пришло сообщение с предложением принять участие в конкурсе идей для сценария. Нужно только оформить свои мысли на трёх листах и послать. Ну, наконец-то! Моя душа пела и плясала до тех пор, пока не прочёл в самом конце небольшую приписку. Надо всего лишь заплатить пару тысяч наших родных рублей, и тогда высочайшая комиссия рассмотрит моё творение, а там…. Может быть…, а может и не быть. Надо только послать. Я конечно «послал». Абсурд, вы торгуете на базаре, а вам говорят – деньги плати покупателю, а то не купит! Я, конечно, могу сделать скидку, могу, но если будет покупать, а если нет, то на нет, и суда нет, проходите мимо. Всё это действительно напоминает рулетку, только в реальном казино выиграть, получается проще, чем людям творческим. Ну что, играем, или как? Только чтоб потом не было мучительно больно, за прожитые годы, как говорил Николай Островский.