http://don-beaver.livejournal.com/10998.htmlКнигоиздание – основной столп цивилизации и культуры. Этот столп ныне подточен компьютерными вирусами и жуками.
Потому что.
Все больше читателей предпочитают электронные версии книг бумажным. Сначала персоналки стали рутиной, сейчас букридеры идут (мне самому читалку скоро купят). Конечно, от хорошей книги на полке многие не откажутся, но 90% выпускаемых книг – ОДНОРАЗОВЫЕ. Смысл один раз прочитать их – есть, но хранить вечно резона нет. Легко прогнозируется, что через лет 20 бумажные книги уйдут из области масс-продукта в нишу элитного товара – каким стал театр в эпоху кино.
Наступает эпоха электронной книги. Читателю – пусть он пользуется не деревянными или телячьими, а жидкокристаллическими страницами - всё равно нужны новые книги, новые истории о любви и смерти, благородстве и предательстве. Книжные мысленные картины, которые заставляют плакать и восхищаться, стали частью жизни – убери эту часть и останется лишь плакать.
Электронная книга – это для книгоиздания и благо, и зло.
Благо – бесплатная доступность через Интернет. Читатель рад, бешено водит глазами туда-сюда и просит ещё.
Зло – бесплатная доступность через Интернет. Автор не получает гонорар, голодает и уходит в рекламные агенты. Проблема копирайта в эпоху электронной книги обострилась до предела.
Как совместить интересы автора и читателя? Как спасти культуру от копирайта, а профессионального автора - от голода?
Один умный человек подал идею, над которой я сейчас и размышляю. На первый взгляд – она проста, на другой – гениальна. Но это ведь не противоречит друг другу, верно?
У нас есть системы бесплатного распространения творческого продукта, в которых решены проблемы копирайта и финансирования творцов.
Это телевидение: рекламы в нём столько, что её хватает на
- поддержку дорогостоящей инфраструктуры
- могучего финансирования творческих коллективов, создающих фильмы, сериалы и прочее шоу.
- бесплатного предоставления своего продукта потребителю-зрителю.
Аналогично устроены и интернет-газеты: они бесплатны для нас, но заходя на страницу интернет-газеты, мы попутно видим десятки рекламных баннеров. За КАЖДЫЙ показ ОДНОГО баннера gazeta.ru берёт с рекламодателя 50-80 копеек – или 1-2 цента. (Прайс-лист скачать можно здесь:
http://www.gazeta.ru/adbook/) Переход на сайт клиента стоит, насколько я понял, на два порядка больше.
Интернет-газеты набирают авторов статей, обозревателей – чтобы сделать свою газету более привлекательной, а правильнее сказать – более кликательной.
Клик-клик-клик – так звенят веб-мани!
Общая идея заключается в том, чтобы сделать интернет-библиотеку, бесплатную для читателя И гонорарную для автора. Сейчас только «или» - литрес гонорарен, но не бесплатен, разные альдебараны бесплатны и для читателя, и для автора. Каждая такая интернет-библиотека имеет рекламный доход, но его недостаточно или он потребляется кем-то прожорливым.
Нужен следующий шаг.
Конкретная идея: Каждая интернет-газета или электронное СМИ может завести раздел «Электронная бесплатная библиотека», в котором выставляет книги, бесплатные для читателя. Автор получает гонорар по количеству кликаний на авторскую страницу – часть от той цены, которую платят за клик рекламодатели. А лучше сделать так – баннеры, висящие на первых, поисковых страницах в такой СМИ-библиотеке, дают доход для СМИ, а если читатель заходит на страницу автора для детальной информации или скачивания – то деньги идет автору. Ну и отклики на книгу, читательский форум – сделать все как в интернет-библиотеках, это лишняя приманка для читателя.
Прикинем, во что это может вылиться. К «Астровитянке» за полгода её электронного существования обратилось в трех интернет-библиотеках 70 тысяч человек. В год – пусть оценка 100 тысяч. Если автор получит хотя бы цент за заход на свою страницу, то получим 1000 долларов – уже сравнимо с гонораром за бумажный экземпляр. Даже если книга принесет 10 тысяч кликов – то это 100 (а может и 200) долларов. Если книга размещена в нескольких СМИ-библиотеках, то это опять-таки дает неплохой доход автору. И самое главное – уже никого нельзя винить за неуспех – ни издателей, которые издали тебя маленьким тиражом, ни оптовиков, которые гонятся только за Акуниным-Донцовой, ни продавцов, которые засунули твою книгу в задний чулан. Сколько захотело читателей – столько ты получил клик-денег. Понравился автор – так и разбогатеет быстрее, чем на бумажной неповоротливой торговле.
«Библиотеки» при электронных СМИ легко могут перерасти в «Е-здательства».
Специальные люди будут работать там также как и в бумажных. Только при нулевом риске перерасхода денег на срубленные деревья. Интеллектуальная, сложная проза, стихи и рассказы получат новую жизнь! Кому надо бумажный вариант – вот ссылка на обычные магазины, а нет еще бумажного тиража - вот «Лулу», которая изготовит книгу за сумму лишь в два раза дороже обычной. СМИ может помочь с заказом, принимая российские веб-мани и кредитки, и само рассчитываясь с «Лулу» международными кредитками.
Интернет-активность вокруг книги сразу дает наводку: логично выпустить эту книгу и бумажным тиражом. СМИ-библиотека может быть отборной, для своего читателя. Литературный журнал «Топос» имеет отличный опыт строгого отбора е-текстов из самотека. Только нужно соединить его с развитой интернет-газетой с рекламным отделом.
Со временем фэнзины и литресы научатся продавать свои клики и тоже смогут перейти на принцип «бесплатно-гонорарно».
Что думаете? Предложения конкретные есть?
Для почина: готов предоставить для такой СМИ-библиотеки свою «Астровитянку-2» или «Теорию катастрофы», на электронную версию которой я сохранил права. При этом денег с СМИ-библиотеки требовать не буду – пилотный проект, проба пера, нужно посмотреть, как будет работать.
А вдруг эти СМИ-библиотеки и Е-здательства вырастут в главную линию книгоиздания?
Вот так и сохраним цивилизацию. Фигли, мир не спас – день прошёл зря.