Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Место общения молодых литераторов.
Добро пожаловать!

Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Doctor Lloyd Февраль 7th, 2009, 2:37 pm

Larisa, есть рассказ, есть зарисовка. Рассказ строится по классической композиции - экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Зарисовка - просто картинка из жизни.
"Жизнь мудрее всех нас, живущих и мудрствующих" (с)
Аватара пользователя
Doctor Lloyd
Модератор
 
Сообщения: 1281
Зарегистрирован: Август 7th, 2005, 9:04 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Малая проза

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Doctor Lloyd Февраль 7th, 2009, 2:40 pm

И давайте определимся, что такое "конфликт". Конфликт, как мы с вами понимаем, это не Вася дал по морде Пете, потому что пьяный был. Это всегда столкновение мировоззрений, идеологий.
"Жизнь мудрее всех нас, живущих и мудрствующих" (с)
Аватара пользователя
Doctor Lloyd
Модератор
 
Сообщения: 1281
Зарегистрирован: Август 7th, 2005, 9:04 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Малая проза

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Becoming Jane Февраль 7th, 2009, 3:41 pm

Doctor Lloyd, да, об этом так и пишут:
"КОНФЛИКТ [буквально «столкновение»]. — В широком смысле К. следует называть ту систему противоречий, к-рая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении — в эпических и драматических широко и полно, в лирических — в первичных формах. Понятие К. само по себе в достаточной степени многообразно: можно говорить о К. в смысле внешней противопоставленности персонажей: напр. Гамлета и его противника, о ряде более частных К. — Гамлета и Лаэрта и др. Можно говорить о внутреннем К. в самом Гамлете, о внутренней борьбе его противоречивых устремлений и т. д. Эту же противоречивость, конфликтность можно усмотреть и в лирическом творчестве, сталкивающем различные отношения к действительности и т. д. К. в этом смысле есть неотъемлемый момент в каждом фабульном (а часто и бесфабульном, напр. лирическом) произведении, и момент совершенно неизбежный; социальная практика всякой социальной группы представляется непрерывным диалектическим движением от одних возникающих на ее пути социальных противоречий к другим, от одного социального конфликта к другому." (Литературная энциклопедия в 11 тт.)
Успех - это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся. Д.Б.Джови
Аватара пользователя
Becoming Jane
Модератор | Открытие года'09
 
Сообщения: 1000
Зарегистрирован: Январь 31st, 2008, 2:22 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Becoming Jane Февраль 7th, 2009, 3:45 pm

Larisa, позволю себе вновь процитировать "Словарь литературных терминов", так будет проще, дабы не искажать исходную мысль :)
СЮЖЕТ — повествовательное ядро художественного произведения, — система действенной (фактической) взаимонаправленности и расположенности выступающих в данном произведении лиц (предметов), выдвинутых в нем положений, развивающихся в нем событий. Подчеркивая в этом определении слова «повествовательный» и «действенный», мы можем сказать, что сюжет в отличие от темы (представляющей как бы идеальную направленность произведения, то воображаемое стекло, сквозь которое автор смотрит на мир) — является лишь одним из средств самообнаружения темы, что в каждом данном произведении он представляет совокупность тех действий, фактов, положений и т. п., которые избраны автором для выявления определенного лика своей темы (см. Тема). Понятие «сюжет» близко соприкасается с понятием «фабулы», от которого его следует, однако, отличать, как скелет от одевающих кости тканей. Если сюжет представляет точку приложения силы (темы), если он является системой установок, при помощи которых должно производиться действие, то фабула есть самый процесс действия, эффекты, получающиеся от приложения силы. Сюжет — канва, фабула — узор.

Разумеется, все это актуально и для рассказа.
Успех - это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся. Д.Б.Джови
Аватара пользователя
Becoming Jane
Модератор | Открытие года'09
 
Сообщения: 1000
Зарегистрирован: Январь 31st, 2008, 2:22 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Larisa Март 25th, 2009, 5:48 am

Михаил Веллер "Технология рассказа"
источник http://www.odinvopros.ru/lib/veller_03.php?mode=1&id=0
Что такое рассказ?


Терминологические споры в литературоведении всегда бесплодны. Часто пытаются разграничить рассказ и новеллу, а также выделить миниатюру, эскиз и зарисовку. Двадцатый век склонен к формотворчеству, каноны жанров размыты. Если руководствоваться принципом объема, то “Прищепа” Бабеля не рассказ, а миниатюра, — слишком коротко. Если принять единство места и времени, как иногда до сих пор советуют, то “Улисс” Джойса — рассказ, просто гигантского объема. Если требовать завершенности действия, то “Проклятый север” Казакова — не рассказ, а чрезвычайно растянутая зарисовка. Уж вовсе никакому/определению не удовлетворяют некоторые рассказы Вирджинии Вулф. Представляется, что сейчас следует определить рассказ как законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц.
Это моё личное мнение. Оно может не совпадать с другими.
Неопытная Ведьмочка.
Аватара пользователя
Larisa
 
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Ноябрь 4th, 2007, 1:30 am

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Владич Март 25th, 2009, 3:48 pm

Предлагаю взглянуть на вопрос с другого ракурса.

По-моему, конфликт - это не обязательный атрибут рассказа, а средство сделать рассказ интересным. Традиционно считается (мне так кажется), что рассказ без конфликта мало интересен для читателя. Но если автор найдет иные средства сделать рассказ интересным, то необходимость в конфликте может отпасть. Например, интерес читателя может поддерживаться за счет сенсационности, экстраординарности, экзотичности (или эротичности) описываемых событий/явлений. Или язык может быть настолько метафоричен, изыскан, увлекателен, что сам по себе будет вызывать интерес, которому острый сюжет или конфликт могут только помешать.

Другими словами, конфликт в рассказе необязателен, но тогда в рассказе должны присутствовать иные средства возбуждения читательского интереса.
Keep smiling!
Владич
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Март 19th, 2009, 4:35 pm
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Nikki Март 26th, 2009, 9:01 am

Владич писал(а):Другими словами, конфликт в рассказе необязателен, но тогда в рассказе должны присутствовать иные средства возбуждения читательского интереса.


Ага. ;) Иными словами, нужен обыкновенный талант. Из ничего, из монотонности фраз, - чтобы запредельно, объемно, живо рисовалось в читательском воображении - недосягаемое, эфемерное и прекрасное. Восторженный шепот души мятежной...
Блондинки делают мир светлее!
Аватара пользователя
Nikki
 
Сообщения: 194
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2008, 1:01 pm
Откуда: из глубокой провинции
Число изданных книг/Жанр/Издательство: начинающий литератор и просто блондинка

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Владич Март 26th, 2009, 2:06 pm

Nikki
Талант всегда желателен. ;) Существуют волшебники слова (напр. Гоголь), которые способны на протяжении нескольких страниц давать отвлеченные описания (к примеру: «Чуден Днепр при тихой погоде…»), а читателю не скучно – он наслаждается музыкой слога.

Но иногда для удержания интереса читателя (не прибегая к помощи конфликта) требуется талант иного рода. Допустим, есть такой рассказ: Несколько астронавтов (характеры их не прорисовываются, личных или мировоззренченских конфликтов между ними нет) получают задание уничтожить враждебную планету. Они садятся в звездолет (который с большим знанием дела и изобретательно описывается, и попутно предсказываются несколько принципиально новых технических решений), пролетают мимо астероидов, комет, звезд, черных дыр (причем автор снова демонстрирует изумительную эрудицию и очень доходчиво объясняет некоторые сложные астрономические явления), далее герои подлетают к враждебной планете, застают ее спящей и уничтожают (очень красочно и достоверно описывается, как она разлетается на куски), после чего астронавты возвращаются на Землю.

Где тут конфликт? Тем не менее рассказ будет интересен многим читателям именно благодаря превосходно и доходчиво поданной технической информации, гениальным догадкам, попыткам угадать, каким путем пойдет технический прогресс.

Однако, как правило, если в рассказе нет конфликта, то рассказ не очень интересен.

Все это лишь мое личное мнение.
Keep smiling!
Владич
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Март 19th, 2009, 4:35 pm
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Larisa Март 27th, 2009, 2:35 am

Сейчас стали говорить, что в моём рассказе `А небо здесь нежно-розовое лазурное` нет сюжета, нет конфликта, и вообще это не рассказ, а зарисовка. А что на самом деле?

Техническую документацию подать читабельно - это, действительно, надо уметь: я читала совершенно нечитабельный и непонятный из-за такого рассказ, никто из читателей ничего не понял за длинными описательными абзацами технических сведений, а автор считает, что у него настоящая научная фантастика.

Скажите, пожалуйста, чем плохо такое предложение:
Сергей кружил по тропинкам и без них уже четвёртые сутки.

Говорят, его еле читают и не сразу понимают.
Это моё личное мнение. Оно может не совпадать с другими.
Неопытная Ведьмочка.
Аватара пользователя
Larisa
 
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Ноябрь 4th, 2007, 1:30 am

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение АндрейКо Март 27th, 2009, 9:01 am

Larisa я если честно тоже не совсем понял - что значит "и без них"? Без тропинок?)))
Моё время исчисляется не в часах и минутах, а в тысячах знаков с пробелами.

«Я слишком самовлюблен, чтобы утруждать себя попытками самоутвердиться.» (Макс Фрай)
Аватара пользователя
АндрейКо
 
Сообщения: 668
Зарегистрирован: Январь 9th, 2006, 10:13 pm

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Владич Март 27th, 2009, 11:24 am

Larisa писал(а):Скажите, пожалуйста, чем плохо такое предложение:
Сергей кружил по тропинкам и без них уже четвёртые сутки.

Предложение действительно не очень хорошо составлено. Попробуйте сказать: "Сергей кружил без тропинок". И действительно есть соблазн понять фразу так: "Сергей кружил по тропинкам, и (теперь он) без них (закончившихся сухарей) уже четвертые сутки".
Keep smiling!
Владич
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Март 19th, 2009, 4:35 pm
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Владич Март 27th, 2009, 11:53 am

Larisa писал(а):Сейчас стали говорить, что в моём рассказе `А небо здесь нежно-розовое лазурное` нет сюжета, нет конфликта, и вообще это не рассказ, а зарисовка. А что на самом деле?

По-моему, это рассказ. Насколько он грамотно выстроен, не берусь судить.
Keep smiling!
Владич
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Март 19th, 2009, 4:35 pm
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий

Re: Конфликт в рассказе - обязателен ли?

Сообщение Ajdar Ulduz Июнь 13th, 2009, 4:03 pm

Без конфликта нет драматургии. Чтобы история была интересной - конфликт нужен. Этот велосипед не мы изобрели.. не нам и отменять, мне кажется.... Мы же люди, человеки, как же без конфликту то? Нельзя рисовать белым по белому - никто и ничаво не увидит!))))
с уважением,
Аждар Улдуз

мой сайт: www.ajdarulduz.ru
Ajdar Ulduz
Золотое перо-2010
 
Сообщения: 358
Зарегистрирован: Май 22nd, 2009, 6:33 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 1 книга/история/изд-во "Снежный Ком"
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Пред.

Вернуться в Клуб молодых литераторов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron