Груня Июнь 22nd, 2008, 2:57 pm
Не скажу ничего нового, но, как известно, репетитиа матер студиорум эст.
Основной принцип - бритва Оккама, или, говоря человеческим языком, лишнее - режь. Каждый эпизод, каждый абзац, каждая фраза, каждое слово в идеале должны нести смысловую нагрузку. Или даже не так. Каждое слово должно выполнять определенную задачу, которую поставил перед собой автор при написании данного куска. Касается, кстати, не только диалогов, а всего текста в целом.
Задачи бывают разные, зависит от жанра. Суммируя теорию, можно заключить следующее: слово (фраза, абзац, эпизод и т.д.) не является лишним, если:
- двигает сюжет (действие) вперед;
- помогает более ярко и полно выписать характеры героев, прояснить их психологию, действия, мотивы, поступки;
- способствует достоверности изображаемого (описания, фольклорные вставки и т.п.);
- развлекает читателя (история-вставка, не связанная с основной сюжетной линией; начиная от гоголевской "Повести о капитане Копейкине" (хотя там немного другое, она все же "играет" на общую идею), и заканчивая олитературенными анекдотами в романах Донцовой - тупо поржать.
Способ верификации, как всегда, прост: перечитайте написанное, и если слово (фразу, абзац и т.д.) можно спокойно выбросить без ущерба для текста, значит, этот элемент в тексте лишний. Или, по меньшей мере, не является необходимым.
"Неужели красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу? Красота - это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания".
С. Моэм