Литературные штампы

Место общения молодых литераторов.
Добро пожаловать!

Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи

Литературные штампы

Сообщение e-lebedeva Апрель 6th, 2008, 12:45 pm

Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Я человек на форуме новый, но это не означает, что я здесь раньше не была, напротив, регулярно захожу и читаю, очень много нужного материала, спасибо создателям форума.
Хотела бы поговорить о литературных штампах.
Собственно, почему именно о них...
Не так давно отправила свой роман одному довольно известному в интернете литагенту, который посоветовал мне переписать пролог - сократить его. Параллельно литагент указал на недостатки моего текста - наличие штампов.
Вопрос: насколько литературные штампы влияют на мнение редакторов о рукописи и стоит ли вообще зацикливаться на этом? На мой взгляд, вообще найти что-то новое и оригинальное очень трудно. В принципе, все уже было в том или ином варианте, а уж отдельные фразы обязательно где-то, да встречались...
e-lebedeva
 

Сообщение e-lebedeva Апрель 6th, 2008, 12:59 pm

Да, вот, кстати, на тему лит. штампов у Полины Дашковой (лично я такие фразы по тексту стараюсь избегать. Плавали, знаем :wink: )

- Вот, смотри! - Она открыла папку, которую оставил Захаров, и стала громко читать:
- "Первые клейкие листочки проклюнулись на стройных белоствольных березках. Ласковый весенний ветерок растрепал золотые косы румяной девушки. Ее лучистые глаза, голубые, как незабудки, сияли радостью и счастьем." Ольга захлопнула папку.
- Дальше можно не читать. Все и так ясно. Завтра тебе придется долго... объяснять этому застенчивому милиционеру, что "клейкие листочки" и "лучистые глаза" - это неприличные литературные штампы.

e-lebedeva
 

Сообщение e-lebedeva Апрель 6th, 2008, 1:13 pm

Фраза, которая была отнесена литагентом к разряду лит. штампов:

Взяв под руку сестру, Лиза весело защебетала, рассказывая милой Аннушке, какое платье закажет портнихе. Непременно это будет нечто восхитительное: белое и воздушное.

e-lebedeva
 

Сообщение Каллипсо Апрель 6th, 2008, 1:23 pm

Вообще по-моему следовало бы разделить штампы:
- сюжетные /характерные повороты сюжета, набившие оскомину, скажем, плохой и хороший герои сошли в смертельной схватке на краю пропасти... сначала терпит поражение, потом преодолевая боль хороший побеждает/
- типажные - герой-победитель, левой рукой укладывающий драконов, правой обнимающий героиню с тонкой талией... ну или что-то столь же характерное
- языковые, т.е. выражения, предложения, конструкции давно установившиеся и прижившиеся. С одной стороны они облегчают восприятие текста, с другой обилие штампов этот текст как бы обезличивает
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
Аватара пользователя
Каллипсо
 
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: Декабрь 22nd, 2005, 12:40 am
Откуда: Беларусь

Сообщение Каллипсо Апрель 6th, 2008, 1:26 pm

Что касается вопроса - не знаю. Сложно отвечать за чье-то восприятие. Одним нравится, другим нет.
С другой стороны чересчур много оригинальности приводит к тому, что читатель продирается сквозь дебри авторской фантазии, пытаясь понять, что имелось в виду под сравнение "янтарные катышки кошачьих глаз".
Все хорошо в меру, вот только чувство меры у каждого свое.
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
Аватара пользователя
Каллипсо
 
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: Декабрь 22nd, 2005, 12:40 am
Откуда: Беларусь

Сообщение e-lebedeva Апрель 6th, 2008, 1:57 pm

Каллипсо писал(а):Вообще по-моему следовало бы разделить штампы

Спасибо, отличное дополнение :P
e-lebedeva
 

Сообщение e-lebedeva Апрель 6th, 2008, 2:03 pm

Каллипсо писал(а):...чересчур много оригинальности приводит к тому, что читатель продирается сквозь дебри авторской фантазии...

Согласна. Наверное, всего должно быть в меру. Только вот как определить, где эта мера? От чего отталкиваться? Как не скатиться в паранояльную правку собственного текста?
e-lebedeva
 

Сообщение Вик Апрель 6th, 2008, 2:20 pm

Последний раз редактировалось Вик Апрель 6th, 2008, 2:30 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Вик
 
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Сентябрь 13th, 2006, 5:34 pm

Сообщение e-lebedeva Апрель 6th, 2008, 2:27 pm

За ссылки - спасибо!
e-lebedeva
 

Сообщение Иволга Апрель 14th, 2008, 11:36 pm

Только вот как определить, где эта мера? От чего отталкиваться? Как не скатиться в паранояльную правку собственного текста?

Хороший вопрос! Можно еще поставить его следующим образом: ну как же стать талантливым писателем? :D
Думаю, каждый литератор проходил через "штампованный" период, это неизбежная болезнь роста. Просто со временем становится необходимым именно отыскивать нехоженные тропинки, дарить читателю невиданные плоды. Это же очень интересно, писать по-своему, как никто, никогда до тебя не писал.
Иволга
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: Январь 15th, 2008, 4:12 pm
Откуда: Москва

Сообщение OhotNIK Апрель 15th, 2008, 10:02 am

К слову, некоторые, из-за панической боязни штампов, ударяются в противоположность. Причем, так хорошо ударяются, что повреждают при этом голову. Эти авторы утопают в словесных вывертах, больше похожих на вывихи разума. И порождают строки, достойные кунсткамеры. К примеру:

Нам часто не хватает, люди, срока,
Отмеренного челюстями Бога,

Из Карелии сосны
Заскользят по лыжне,
Чтобы снежные дёсны
Заноздрить на рожне.

Мне страшно не вернуться к изумрудам
В щавелевом настое твоих глаз…
Мне страшно оказаться беспробудным
И стать святым, любви верша намаз…


такого добра нарыть можно массу. Выходит это "добро" именно от чрезмерного стремления к оригинальности. Получается же - вычурность. "Не доверяйте прилагательным",- советовал папа Хем. :wink:
не верь излишне пышным фразам - их сладость отравляет разум
Аватара пользователя
OhotNIK
 
Сообщения: 902
Зарегистрирован: Октябрь 6th, 2006, 4:29 pm
Откуда: Новосибирск

Сообщение Надеюсь Апрель 15th, 2008, 12:39 pm

Последний раз редактировалось Надеюсь Сентябрь 4th, 2008, 2:21 am, всего редактировалось 1 раз.
Надеюсь
 
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: Август 2nd, 2007, 1:50 pm

Сообщение Иволга Апрель 15th, 2008, 12:46 pm

OhotNIK, совершенно верно! Просто некоторые забывают, что метафора, это не просто оригинальное сравнение, метафора должна находиться в общей системе художественного замысла. Т. е. пишешь про снег и лыжи, и сравнения нужно искать в пейзажной лексике, а не в области стоматологии. В прозе сейчас просто болезнь — в одном предложении лепить ежа на бомжа и всех вместе на ужа. Получается откровенная безвкусица.
Иволга
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: Январь 15th, 2008, 4:12 pm
Откуда: Москва

Сообщение Лилитанна Апрель 15th, 2008, 1:15 pm

Как без штампов? Штампы - это всего лишь повторения, а без повторения нет глубины... Впрочем, это актуально для талантливых писателей - штампы им не помеха, а вот для графоманов с их нетленками..... :mrgreen:
Ты прав! Я - не писатель. Но я очень хороший неписатель...
Аватара пользователя
Лилитанна
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: Декабрь 19th, 2007, 1:33 am
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Vera Апрель 15th, 2008, 2:13 pm

Раз уж затронули эту тему... У меня вот проблема возникла: пишу второй роман и похожие ситуации описываю теми же словами. Самоповторение -- это большой грех?
Vera
 
Сообщения: 310
Зарегистрирован: Декабрь 23rd, 2007, 2:12 am

Сообщение Иволга Апрель 15th, 2008, 2:44 pm

Vera, т. е. у вас будет два романа с похожими ситуациями, описанными похожими словами? А смысл?
Иволга
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: Январь 15th, 2008, 4:12 pm
Откуда: Москва

Сообщение Solnechnaja Апрель 15th, 2008, 4:00 pm

Vera, самоповторы, ИМХО, выглядят еще хуже чем штампы. Особенно для постоянных читателей. Автор должен чувствовать героев ( а не себя). И эти герои не могут в похожих ситуациях вести себя одинаково.
Очень слежу за этим в своих книгах, так как при письме от первого лица такие повторы очень сильно бросаются в глаза.
Аватара пользователя
Solnechnaja
 
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: Февраль 14th, 2008, 2:25 am
Откуда: Курск

Сообщение Vera Апрель 15th, 2008, 4:53 pm

Иволга, Solnechnaja, спасибо за отзывы!
Иволга, :lol: опять я непонятно выразилась. Ситуации я имела в виду мелкие, расхожие, ну типа: поблагодарил, попрощался и ушел, размышляя, или: зазвонил телефон, я снял трубку и узнал голос..., типа того. Жаль времени, чтобы каждый раз для таких пустяков подыскивать новые обороты.
Solnechnaja, у меня ГГ тот же, что и в первом романе. Если уже во втором у меня такие трудности, то что будет дальше? Интересно, как удается не повторяться тем, у кого их десятки? :shock:
Vera
 
Сообщения: 310
Зарегистрирован: Декабрь 23rd, 2007, 2:12 am

Сообщение Иволга Апрель 15th, 2008, 5:08 pm

Тогда не понятно, в чем проблема. Вместо " поблагодарил, попрощался и ушел" можно написать: "Благодарю. Всего хорошего, — Петя слегка поклонился и покинул комнату под пристальными взглядами Маши и Тани". Вместо "зазвонил телефон, я снял трубку и узнал голос" — "телефонный звонок заставил меня вздрогнуть. — Привет! — бодро произнес знакомый голос". Вариантов тысячи, времени на них уходит пара секунд. Вообще, ИМХО, лучше не расписывать незначительные действия в подробностях. Если человек ответил на телефонный звонок, понятно, что перед этим он снял трубку. Если сел за руль, понятно, что перед этим он открыл дверь автомобиля.
Иволга
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: Январь 15th, 2008, 4:12 pm
Откуда: Москва

Сообщение OhotNIK Апрель 15th, 2008, 6:57 pm

Vera, это пустяк, на самом деле. Куда страшнее, если сам роман вдруг выйдет одним большим штампом. Как, например, современное телемыло. Когда прихожу поковырять мамин компьютер, их за время работы успеет пройти штуки три. Вот, собственно, образец, как не надо снимать и писать. Такое ощущение, что вся эта бодяга пишется одним-единственным сценаристом и снимается одним бессменным оператором. Герои говорят мертвыми, неискренними казенными фразами, борются с идентичными проблемами в одинаковом безумно-рублевско-шоссейном интерьере. Корчат одни и те же гримасы (театр кабуки в этом смысле живее, ей-богу). Полное ощущение дежа-вю.
Эстрада также зиждется на непокобелимом штампе: "ты меня любишь, я тебя лЮблю". Поется все это одинаково-блеюще-мяукающими голосами. Пожалуй, один Витас, вернувшийся в классический стиль, выглядит на общем фоне просто новатором. Парень с головой, сообразил, чем в этой пестрой толпе можно выделиться. "Успешные" звездецы передают по наследству на разного рода музфабриках свои штампы.
Журналистика, да и в целом масс-медиа, также болеют этой заразой. Взять хоть газетные заголовки, перекраиваемые на миллионный раз из названий классических произведений, или телеанонсы, на всех каналах подаваемые с нездоровым пафосом и одной и той же загробной интонацией.
Теперь кино. Неприкрытые голливудские штампы. (о мэтрах речи не идет, хотя и они порой не без греха). Но вот ученики мэтров... Взять, скажем, Хотиненко, с его шумным 1612. Временами кажется, что смотришь пиратов карибского моря. Штамп со штампа. "Мы из будущего" - вообще одно большое плохо склеенное клише, за исключением пары мест. Общие тенденции последних лет - упор на клиповые эффекты. Красивое словцо (хоть и неуместное), красивый жест (неестественно-гипертрофированный, как в комиксах), красивые взрывы (ненужные по сюжету), неестественное поведение героев (так прикольнее). Результат - налицо. Мы превращаемся в кальку голливуда.
Массовая литература, в этом смысле, становится очень похожа на массовое кино. Принципы авторами используются те же самые. Испытанная, шаблонная схема сюжета, заезженные приемы. Любая личность, которая в этой толпе создает не новое даже по сути, а просто классически построенное произведение - смотрится, как Витас на эстраде - почти гениально. Недолго осталось ждать рекламы литературы, как нового товара - "в новой книге этого автора на 10% больше выстрелов, интрига круче на 50%, ругательства вдвое смачнее! Купите сегодня на 25% больше со скидкой!" :mrgreen:

Любителей попридираться к словам прошу учесть, что я говорил здесь об общих тенденциях. Исключения, к счастью, есть всегда.
не верь излишне пышным фразам - их сладость отравляет разум
Аватара пользователя
OhotNIK
 
Сообщения: 902
Зарегистрирован: Октябрь 6th, 2006, 4:29 pm
Откуда: Новосибирск

Сообщение Надеюсь Апрель 15th, 2008, 7:37 pm

Герои говорят мертвыми, неискренними казенными фразами, борются с идентичными проблемами в одинаковом безумно-рублевско-шоссейном интерьере.

OhotNIK, вы ещё забыли "туалетную" озвучку, и операторов, похоже, впервые взявших в руки камеру :lol:
Надеюсь
 
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: Август 2nd, 2007, 1:50 pm

Сообщение OhotNIK Апрель 15th, 2008, 8:25 pm

Не, операторов я не забыл. (поскольку сам оператор, смотреть на их работу не могу - тошнит) А в руки камеру они вообще не берут. Ставят парочку на штативы с двух сторон. Роль режиссера сводится к переключению рычажка на пульте. Сначала слева персонаж с каменным лицом читает текст монитора. Щелк - и персонаж справа читает ответ с такой же гипсовой физией.

Вот, кстати, показатель нешаблонной работы - операторские работы Сергея Урусевского. Фильм "Летят журавли", весьма заурядный по сюжету, превратился в результате в мировой шедевр, в новую точку отсчета стилистики кино. Камера оторвалась от штатива и оживила действие. Калатозов жаловался: "Урусевский мне весь фильм запорет своими экспериментами! Так никто не снимает!". Другой вопрос, что некоторые приемы Урусевского стали сегодня штампом. Но важен подход, сам принцип. Ради одной единственной сцены, пробега героя по лестнице, Урусевский придумал свой легендарный лифт, который до сих пор стоит на Мосфильме. Как памятник смелости принимать кардинальные решения.

Еще в качестве примера нетривиальных решений можно привести, скажем, фильм Валерия Тодоровского "Страна глухих". Помимо незаурядного сюжета на фоне прочих фильмов тех лет, вся картина построена в обход голливудских клише. По ходу действия следуют убийства, изнасилование, интимные сцены. Однако, в пику голливудской демонстративности, Тодоровский предъявляет решения изящные до гениальности. Стрельба - меловые контуры на асфальте. И не надо никаких фонтанов крови и разлетающихся мозгов - все происходящее отражается на лице Хаматовой. Между тем, Тодоровский всего лишь применяет классические приемы. А смотрятся они на общем фоне просто потрясающе.
не верь излишне пышным фразам - их сладость отравляет разум
Аватара пользователя
OhotNIK
 
Сообщения: 902
Зарегистрирован: Октябрь 6th, 2006, 4:29 pm
Откуда: Новосибирск

Сообщение Solnechnaja Апрель 16th, 2008, 1:48 am

Vera , ну если все так как вы пишете, то ничего критичного конечно нет. Просто надо постраться свести такие мелкие действия к минимуму.
А поторов тем кто пишет в серию избежать не удается, могу сказать об этом с абсолютной уверенностью. Ими страдают большинство авторов. Конечно читатель который взвл в руки книгу впервые их не заметит, но вот те кто следят за творчестовм тут- же.
OhotNIK , абсолютно согласна с вами по поводу стандартности всех кинолент. Дело в том, что телевизор я смотрю очень редко, времени жалко., так что взгляд у меня на кино абсолютно незамусоренный. Так вот на Новый год ездила к родителям. Естественно мама смотрела там какие-то сериалы. Я честно пытаясь понять что там интересного, посмотрела парочку.
То что герои говорят шаблонами бросается в глаза сразу же. Скука ужасная. Вобщем в итоге стала развлекать себя как и папа каналом СПОРТ, там, по крайней мере, много неожиданностей!
Не желайте ближнему того, чего себе не пожелаете. Мысль запущенная в пространство рано или поздно возвращается бумерангом.
Аватара пользователя
Solnechnaja
 
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: Февраль 14th, 2008, 2:25 am
Откуда: Курск

Сообщение OhotNIK Апрель 16th, 2008, 4:25 am

Некоторые из неожиданностей даже вошли в фольклор:

-Пять минут до начала матча, счет по-прежнему ноль-ноль...

-Вот на стадионе показался японский бегун Хировато. Да, бежит, действительно, неважно...

- И мяч, преодолев последнее препятствие между ног вратаря, влетает-таки в ворота.

- Хорошо принял на грудь Александр Панов.

- Из-за радости, что забил гол такому сильному и грозному сопернику, Баджо повесился на воротах!

- Хули Лопес бьёт по воротам!.. Хули - это его имя!

- С мячом спартаковец, перед ним защитник. Спартаковский форвард нащупал изъян между ног противника и быстро им воспользовался. Да-а-а, спартаковская школа!

- Сбивают Александра Паляницу. Арбитр показывает, что помощь врачей уже не нужна.

- Несмотря на хорошую погоду, многие болельщики предпочли переждать дождь дома.

- Вратарь отбил мяч и упал. А добить его некому.

- Вратарь не вводит мяч в игру и показывает партнёрам, чтобы они шли подальше

:mrgreen:
не верь излишне пышным фразам - их сладость отравляет разум
Аватара пользователя
OhotNIK
 
Сообщения: 902
Зарегистрирован: Октябрь 6th, 2006, 4:29 pm
Откуда: Новосибирск

Сообщение Solnechnaja Апрель 16th, 2008, 4:48 am

OhotNIK , спасибо развесилили!
Не желайте ближнему того, чего себе не пожелаете. Мысль запущенная в пространство рано или поздно возвращается бумерангом.
Аватара пользователя
Solnechnaja
 
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: Февраль 14th, 2008, 2:25 am
Откуда: Курск

След.

Вернуться в Клуб молодых литераторов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3