Общалась недавно с одним автором. Пишет он очень качественно, уровень далеко не графоманский, но, при всех достоинствах, тексты его зачастую очень сложны: они наполнены отсылками к другим писателям, полунамеками, недосказанностями и прочими элементами постмодернизма. Конечно, он дает ключи к разгадке, но найти их - отдельная проблема. На все мои вопросы по содержанию ответ один:
читатель должен работать. Текст создается в соавторстве автором и читателем. Если последний чего-то недопонял - сам дурак (разумеется, только применительно к подобным текстам, в которых загадки заложены изначально).
Еще одна иллюстрация к такому "тандемному" подходу: читаю рассказ, где один и тот же образ повторяется чуть ли не в каждом абзаце. На второй странице тихо зверею. Говорю ему: очень много повторов, тяжело читать. Знаете, что он ответил? "Героям тоже тяжело, и вы должны это почувствовать". Черт возьми, но ведь не такой ценой!
Собственно, к чему я тут разливаюсь: как вы думаете, где заканчивается авторский труд и начинается читательский? Правомерно ли использовать приемы вроде описанного выше? И, самое главное: вы сами, как читатели, готовы искать в тексте ключи, перечитывать его снова и снова, пока не воскликнете "Эврика!"? Или, единожды утонув в туманных образах, закроете книгу/страницу нафиг?
В моем случае - именно этот подход окончательно развел меня с постмодернистами. То есть, я к ним сама и не стремилась, но, будучи туда записанной, какое-то время тихо млела: очень уж по вкусу были мне эксперименты с формой, ребусы и прочее. Но сейчас я считаю, что гораздо лучше уметь писать просто о сложном, чем сложно о простом