Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи
Как и вы.
Не обижайтесь, вы же умный человек!
Альт писал(а):Кстати о мести.... Точнее о месте в классической литературе беллетристики. Мне кажется и не без оснований большинство классических произведений в своё время были именно беллетристикой.
Альт писал(а):Мне кажется и не без оснований большинство классических произведений в своё время были именно беллетристикой.
Казалось бы, чего проще - КЛАССИКА ЛИТЕРАТУРЫ - ЭТО ЛУЧШИЕ КНИГИ, НАПИСАННЫЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ. Просто? Да. Понятно? Ещё бы. Да вот есть одна проблема... и не маленькая, а, так скажем, системная проблемища.
Кто определяет, что в литературе является ЛУЧШИМ? Ох, какую я счас скажу ересь (*жмурюсь от удовольствия*)... ЛУЧШИЕ КНИГИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧИТАТЕЛЬ. Литературные критики здесь, собственно говоря, идут лесом. Но поучаствовать в процессе им таки хочется - и тогда появляются определения вроде вышеприведённых, ставящие себе целью запутать очевидную вещь - литература, по большому счёту, не нуждается в литературных критиках, и не зависит от них. Давайте на некоторое время забудем об этих несчастных людях, и продолжим работать с нашим простым, понятным и коротким определением.
Итак - КЛАССИКА - ЛУЧШИЕ КНИГИ, НАПИСАННЫЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Ну-с, вопрос очевиден - где у нас критерии на получение цацки? Как будем отличать классику от не-классики? А по самому что ни на есть "низкому" критерию - по количеству покупателей книги. Получаем, что Донцова круче всех??? ААААА!!! (*дайте мне пыстолет, пойду стреляться*).
Если серьезно, то Донцова, ест-но, в пролёте - потому как всё же ЕСТЬ небольшая тонкость - не количество читателей нас интересует, а количество читателей, равномерно распределённое ВО ВРЕМЕНИ.
Не секрет, что ПИАР - он, сука, рулит. "Всплеск" спроса можно создать на совершенно пустом месте - мы это за последние годы не раз видели, и не два.
Это - так называемые "помехи". Они проходят, ПИАР не вечен, так как требует постоянной финансовой подпитки.
Кстати, мне вспомнился самый жёсткий пиар-ход, который только мог быть - переименование города в честь писателя. Не самый маленький город, кстати - но кто теперь помнит этого писателя? А живших с ним в одно время Маяковского и Булгакова, тем не менее, помнят... так что пиара бояться на надо - в долгосрочной перспективе его влияние - ноль по модулю.
Так вот - количество покупателей во времени - скажем, за 100 лет. Хороший критерий, простой. Легко проверяемый. И единственный объективный показатель качества книги.
Всё стало проще, но надо уточнить ещё кое-что: вечных ценностей в литературе, увы, не бывает. Так и классика у нас будет разделена на две группы - "читаемая классика" и "литературные артефакты". Все произведения первой группы рано или поздно перейдут во вторую, и читать их, увы, перестанут - их будут исключительно "изучать".
Для понимания механизма появления классики представим себе треугольник, в вершинах которого три сущности: ФИЛОСОФИЯ, ЭСТЕТИКА, ПОПСОВОСТЬ (можно заменить на "доступность для массового читателя", если предложенный термин коробит).
Пока книга находится в треугольнике - её читают. Но проблема в следующем - две вершины этого треугольника подвижны: восприятие ЭСТЕТИКИ текста - это функция от текущего состояния языка, а ПОПСОВОСТЬ определяется как функция от интересов читателей.
(кстати, именно поэтому век "книжной попсы" ВСЕГДА недолог - эти книги расположены возле вершины ПОПСОВОСТЬ, и при малейшем сдвиге вершин оказываются за пределами треугольника).
Классика остаётся в треугольнике дооолго, несмотря на движение вершин... Где она в таком случае должна быть расположена первоначально? В ЦЕНТРЕ МАСС треугольника!
Так мы получаем второе, альтернативное определение классики:
КЛАССИКА - это книги, сочетающие в равных долях философию, эстетику и интерес для массового читателя.
Таким книгам гарантировано длительное существование и последующая канонизация.
Кого из сегодняшних авторов я бы на основании второго определения отнёс к классикам? Думается мне, что это В.Пелевин, Д.К.Роулинг, и Д.Быков (искл-но как поэт).
До проверки правильности теории осталось примерно 100 лет.
Время пошлО...
Не самый маленький город, кстати - но кто теперь помнит этого писателя? А живших с ним в одно время Маяковского и Булгакова, тем не менее, помнят...
Будет это классика или нет, покажет только время...
Или вы кого-то другого в виду имели?
"КЛАССИКА - это книги, сочетающие в равных долях философию, эстетику и интерес для массового читателя."
Вроде бы, всё же нет?
(кстати, один факт - "Дон Кихот" - вторая в общемировой истории книга по тиражам, первая, понятное дело, Библия.)
А я слышал, что второе место держит Берроуз - тот, кто про Тарзана и про марсиан.
В 2002-ом Нобелевский комитет в Осло создал жюри, в которое вошли 100 известных писателей из 54 стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. Решение было единодушным — «Дон Кихот» Сервантеса.
Вернуться в Клуб молодых литераторов
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1